<<

Человек  Социум  Личность

Альфа              круг в центре — человек как субъект и объект

труда, общения, познания;              семья;              коллективы;             

-- - макрообщности: поколения, этносы, цивилизации, государства,

страты; ==== социум в целом;               ноосферные процессы, на

схеме расположенные в виде внешнего круга и купола над социумом, процессы пронизывающие все социальные взаимодействия.

Точка Омега — регулирование социальных процессов самоорганизация и управление ради выживания и совершенствования.

Три сегмента кругов — основные формы жизнедеятельности человека: I — материально-экономические отношения и соответствующие социальные институты, II — социально- политические, нравственные отношения и социальные институты, III — духовно-культурные, эстетические отношения и социальные институты.

Предлагаемая схема взаимодействия человека и социума, во- первых, в сжатом виде отражает суть социосферно- антропоцентрической,              информационно-ноосферной,

гуманистической парадигмы современного социологического знания о человеке. Во-вторых, в схеме обозначены наиболее существенные связи человека с миром, которые в дальнейшем должны стать предметом специального системно-интегративного (сущностно- экзистенциального), структурно-функционального, историко- генетического, синергетического, психолого-педагогического анализа с использованием, по возможности, достижений социологии и методов, данных других наук — кибернетики, соционики, информациологии и пр.

В схеме круги обозначают относительно самостоятельные, хотя и органически связанные субъекты и объекты социального взаимодействия разного уровня социальных общностей.

В центре круга Альфа — человек — основная простейшая клеточка социального организма, его ядро, ось социального мира. Труд, общение, познание — те основные факторы, благодаря которым он выделяется из царства животных.

В них воплощается суть социального содержания бытия человека. Здесь можно увидеть равноправные отношения человека и общества. Общество обусловливает формирование личности (какие условия, такие и личности), но и личность — не пассивный объект чьих-либо воздействий. Более того, сегодня объективно переносится акцент с общества на человека при изучении социальной формы движения материи.

Ближайший к центру-ядру круг — семья, следующий — непосредственное окружение коллективы — большие, малые, формальные — неформальные общности, от взаимодействия с которыми зависит социальное бытие индивида. Особенности образа жизни, поведения человека определяют также связи, часто опосредованные макро-общностями. Это — поколения, этносы, государства, цивилизации разного типа, страты и т. д. Наконец, Социум в целом, который также в определенном смысле может рассматриваться как субъект, активное начало во взаимодействии с природой, космосом, социальными общностями, каждым человеком. Это разного рода международные объединения — социальные институты для решения конкретных социальных проблем: финансовых — Международный валютный фонд, экологических — Green peace, научно-образовательных — ЮНЕСКО, по борьбе с преступностью — Интерпол, информационных — Международная Академия Информатизации, Интернет, Организация Объединенных Наций и мн. др.

Внешний круг и купол над социумом (на этот раз мы абстрагируемся от взаимодействий с биосферой, космосом, о чем уже раньше говорилось) обозначают ноосферные процессы, которые становятся все более значительными в эпоху информатизации. Они пронизывают все субъекты социальной жизни от человека до социума в целом. При этом за пределами предложенной модели остается проблема антропокосмизма, проблема существования разумного начала во Вселенной. Необходимость гармонии человека не только с себе подобными, но и шире — с Природой, Космосом — вопрос не только теоретический, он разрабатывался замечательной плеядой русских ученых-космистов — B.C. Соловьевым, П.А.Флоренским, Н.А.

Бердяевым, В.И. Вернадским, А. Л. Чижевским, К Л. Циолковским и др. (см. подробнее: Тесленко Б.И. Русский космизм о духовности человека//Социальное бытие человека. Пенза, 1998, с. 51-63). Это и актуальный, практический вопрос понимания диалектики микрокосма, макрокосма человека.

Русский ученый-энциклопедист А.Л. Чижевский (1897-1964), исследуя связь исторических событий с солнечной активностью в интервале с V в. до н. э. до 1917 г., заметил, что на годы максимальной солнечной активности приходились самые кровавые мятежи и революции, войны и крестовые походы, массовая резня, избиения иноверцев и великие переселения народов. В 50-х гг., проанализировав материалы около 100 тыс. катастроф, немецкие ученые Р. Рейтер и К. Вернер установили их резкое увеличение на второй день после солнечной вспышки. Позднее судебный медик из Томска В.П. Десятов обнаружил возрастание числа самоубийств (в 4-5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца) также на вторые сутки после вспышки на Солнце. Геомагнитные возмущения, которые активизировались после августовского затмения солнца 1999 г., отрицательно повлияли на самочувствие людей, на увеличение инфарктов и инсультов. Вот некоторые данные. Если рассматривать больных, перенесших инфаркт миокарда, и принять их состояние в магнитноспокойный день за единицу, то в магнитновозмущенный день их реакция усиливается в два раза.

Медицинская статистика это подтверждает, по данным 1994-1997 гг. именно в магнитные дни среди инфарктников и инсультников было наибольшее число летальных исходов. По расчетам старшего научного сотрудника Государственного астрономического института им. Штернберга Анатолия Хлыстова, солнечная активность достигает своего максимума осенью 1999 г. и будет удерживаться на этом уровне еще два-три года (см.: Аргументы и факты, 1999, №40.).

Располагая человека внутри социума, следует подчеркнуть, во- первых, значение объект-субъектных отношений всех социальных общностей, находящихся в прямой и обратной связи друг с другом, во-вторых, центральное положение человека в социуме как субъекта социального действия в его движении от Альфы к духовности, к точке Омега, ко все более глубокому осознанию самого себя, своего места в этом мире, смысла своего существования.

В-третьих, что особенно важно, очевидно, можно говорить об изменении характера, направленности взаимодействия материи и духа. Так П.А. Флоренский считает возможным изменить порядок этой взаимосвязи, объявив Человека Макрокосмом, а Природу — Микрокосмом. Человек и Природа, по его мнению, могут быть частями друг друга, более того — частями самих себя (Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм//Оправдание космоса. СПб., 1994, с. 184-185). Н.А. Бердяев еще более определенно говорит о перемещении личности человека из социосферы в ноосферу. Общество есть часть личности, ее социальная сторона... космос есть часть личности, ее космическая сторона. Личность не объект среди других объектов и не вещь среди вещей. Она субъект среди субъектов и превращение ее в объект и вещь означает смерть (см.: Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993).

Даже если в этих положениях имеются крайности, связанные с субъективно-идеалистическим и религиозным видением мира, нельзя не признать, что в них велика доля истины. К. Маркс, утверждая идеи диалектического материализма, признавал, что «деятельная сторона» в противоположность материализму, в частности Л. Фейербаха, развивалась идеализмом, хотя только абстрактно. Он пишет, что «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действенность и мощь, посюсторонность своего мышления» (Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.1).

Сегодня, в условиях научной, интеллектуально- психологической, информационной революции все более практически значимым становится тезис о том, что мышление не только отражает мир, но и творит его. Действительно, творчество требует от человека умения видеть, чувствовать, познавать, понимать окружающий мир в его целостности, явных и скрытых противоречиях. Обозначенные в схеме ноосферные процессы с точкой Омега на вершине позволяют представить человека духовного, аккумулирующего в себе энергию Вселенной, сохраняя ее и, возможно, увеличивая.

Точка Омега — гипотетический идеал ноосферных преобразований. От Альфы до Омеги — духовный путь человека к царству Разума, вбирающий в себя материально-экономические, социально-политические, нравственные, культурно-эстетические изменения. Точка Омега может трактоваться по-разному в зависимости от различных социально-философских систем видения мира: Любящий и Любимый (П. Тейяр); Бог — творец (теология); Абсолютная идея, обозначающая универсум в его полноте, конкретной и личностной всеобщности (Гегель); Сверхчеловек как высшее свершение человечества и как новый этап (за точкой Омега) эволюции живого, как смысл человеческого бытия (Ф. Ницше); дирижер оркестра (К. Маркс); Разум как высшая духовная сила в единстве добра, красоты, истины; Творчество как единство сознания, сверхсознания, интуитивного, спонтанного, единство индивидуального и коллективного Разума, хаоса и порядка в процессе самоорганизации открытых систем (синергетика); регулирование социальных взаимодействий в единстве управления и самоуправления в соответствии с идеалом, целью, ориентацией на будущее (социология).

Объект-субъектные отношения, обозначенные в схеме окружностями разной величины, опосредуются определенными формами жизнедеятельности как регуляторами организации социума — три сегмента кругов. За основание классификации социальных сил человека может быть принято отношение человека к объектам его социально-преобразующей деятельности — природе, обществу, мышлению, соответственно — к основным формам общественных отношений и социальным институтам — экономическим, социально-политическим, духовно-культурным. Человек — объект и субъект труда, общения, познания. Подтверждает правомерность выделения основных сущностных сил человека и генезис рода человеческого. Человек выделился из мира животных благодаря труду, общению, познанию. Эти три момента и составляют базу накопления преимуществ рода человеческого, базу формирования человека как личности — субъекта социальных преобразований и самореализации.

Но личностный аспект существования человека как творческой, духовной субстанции включен в модель-схему (точечные линии, обозначающие ноосферные связи) имплицитно, т. е. неявно, подразумеваемо на уровне здравого смысла, как сейчас сказали бы, виртуально. Действительно, природным качествам человека, на основании которых формируется Социум, мы обязаны рождению личности как индивидуальному, уникальному восприемнику, носителю, выразителю, «осуществителю» предначертаний гуманистического идеала.

Модель «Человек — социум — личность» может рассматриваться как предварительное понимание объекта и предмета социологии человека, как каркас, опора здания, которое предстоит возвести.

<< |
Источник: С. Г. СПАСИБЕНКО. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения 2000. 2000

Еще по теме Человек  Социум  Личность:

  1. 3. Потребности социального существования и личность
  2. 2. Проблема человека в философии Древней Греции
  3.   б) Понятие человека  
  4. 2.1. Личность, индивид, индивидуальность
  5. Модель: человек — социум — личность
  6. Человек  Социум  Личность
  7. Место социологии человека в структуре общесоциологического знания
  8. Человек, социосфера, социум
  9. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИУМА
  10. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  11. Микросоциум культуры
  12. Личность = необходимость + свобода