>>

Человек, социосфера, социум

Становление социологии человека как автономной, относительно самостоятельной отрасли социологической науки делает необходимым определиться в ряде базовых исходных явлений — понятий.

Невозможно понять человека вне социосферы, социума, вне системы общественных отношений, с одной стороны, и понять общество, не анализируя воздействие людей на социальное развитие — с другой. Ни в одном из учебников, словарей по социологии термины «социосфера», «социум» не раскрываются, хотя широко употребляются.

Место человека во Вселенной, роль его жизнедеятельности в развитии общества описывались многими выдающимися мыслителями. Близки нам идеи Пьера Тейяра де Шардена, В. И. Вернадского о переходе человека от биосферы к ноосфере — сфере Разума. Но возможен ли такой переход, минуя социосферу?

Термин «ноосфера», был введен в науку французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом. Оба были знакомы с идеями В. И. Вернадского и в известной мере находились под его влиянием.

П. Тейяр де Шарден (1881-1955) — геолог, палеонтолог, палеантрополог и археолог в своих социологических взглядах считал исходным факт (феномен) существования человека и человечества. Несмотря на то, что феноменология П. Тейяра носит ярко выраженный телеологический, финалистический, теологически-христианский, идеалистический характер, его научные открытия очень важны для понимания судеб человечества и высоко оценены учеными всего мира. П. Тейяр в одной из последних статей свое учение назвал «метафизикой единения, определяемого любовью». В результате длительных исследований в области естественных наук и прежде всего геологии и палеонтологии он пришел к убеждению о всеобщем развитии мира и преобразовании, трансформации его явлений одних в другие. Естественная история мира охватывает все дисциплины от метафизики до физики и химии. Синтез научных знаний как единая наука о реальности имеет основанием всеобщие взаимозависимости явлений, их структурность — как фундаментальное свойство косной и живой материи, а также идею спиралевидного развития.

Образ спирали П.

Тейяр считал выражающим сущность его учения. Это близко к взглядам Ф. Энгельса о расширении, обогащении спирали развития человечества. Образ спирали, усложненный не только ее расширением, но и сужением, по существу превращающийся в нечто другое, а именно — в юлу, мы попытаемся использовать для пояснения развития социосферы, ноосферы и роли человека, его жизнедеятельности, разума в этих процессах.

Социальный смысл существования человека ученый видит в наличии и в росте индивидуального и в особенности общественного сознания и самосознания (самопознания). В конечном счете, это общественное сознание оказывается сознанием своего единения в «конечной» точке развития, на языке феноменологии называемой точкой Омега, на языке христианской апологетики — Богом, а у землян — Любовью. А мы бы сказали о возрастании роли более совершенной и гармоничной организации социальной жизни людей, которую в оркестре выполняет дирижер, а в ансамбле человеческих отношений — избранный людьми орган регулирования взаимодействиями людей, социальных общностей.

По П. Тейяру кульминационный пункт усложнения материи в индивидуальном плане — человеческий мозг, а в обществе — совокупность исследовательских организаций и учреждений человечества, перерастающая в единую целостную систему научного исследования, своего рода мозг человечества.

Весь процесс развития космоса, согласно П. Тейяру - это процесс единения и роста сознания, психического начала через посредство усложнения материи, конечная сущность которой также имеет психический, более того божественный характер.

Резюмируя свое учение в основном труде «Феномен человека», П. Тейяр де Шарден опирается на две основные посылки: предоставление психическому и мысли примата в ткани универсума и признание за окружающей нас общественной жизнью «биологического значения» (см. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987, с. 232). А что между ними: между биогенезом и ноосферой? Опять-таки Разум, процесс роста единения сознания, Человек как Ось Вселенной.

«Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» (там же, с. 40). И какой человек? Гуманизацию индивида, отличие психики человека от психики существ, появившихся до него, он видит в рефлексии как центральном начале проявления внутренней активности человека. «Разумеется, животное знает. Но безусловно, оно не знает о своем знании... Будучи рефлексирующими, мы не только отличаемся от животного, но мы иные по сравнению с ним» (см там же, с. 136-137).

Но каков механизм возрастания — расширения сознания и его преобразования, возвышения, углубления? Психическое во Вселенной как фундаментальная энергия (и тут много от панпсихического, телеологического, мистического, религиозного), по Тейяру, делится на тангенциальную, связывающую все элементы при их расширении, и радиальную, определяющую движение вперед, влекущую усложнение, сосредоточение, конденсацию, организацию систем. В этих выводах он близок к социологии, к пониманию сути социосферы в отличие от биогенеза (геогенез, биогенез были непосредственными объектами его исследований). Он считает, что если у человечества есть будущее, то это — гармоническое примирение свободы и планирования, объединение в целостность, синтезирование на основе геогенеза и биогенеза «распыленных индивидуальных сознаний в сверхсознание», в «органическую суперагрегацию Душ», в «душу человечества» или в сверхличность. Чтобы эволюция продолжалась, люди, расы, нации должны сливаться в единое целое, решительно усиливая порыв жизни к сверхсознанию. Тейяр де Шарден критикует и индивидуализм, и фашизм, и расизм, и вульгарный коммунизм. Он осуждает насилие, войны, гонку вооружений. Люди могут быть объединены в единый коллектив лишь силой любви. У вершины мира — точка Омега — «любящий и любимый» — это и есть перводвигатель, цель процесса развития, цементирующее начало единения людей.

Эволюционное космобиологическое объяснение феномена человека, процессов космогенеза и психогенеза на основе «универсального закона сложности — сознания» определило утопичность социальных позиций П.

Тейяра. Собственно социальное, социосфера с ее специфическими закономерностями общественного развития из поля зрения ученого выпадают. Хотя именно здесь и заключена сегодня тайна существования человека и человечества в целом: уничтожит человек человека или выживет, достигнув через преодоление всех противоречий, катаклизмов согласия, гармонии, отнюдь не без каких-либо противоречий, но противоречий, не сулящих гибель и уничтожение Вселенной.

Великий русский ученый В. И. Вернадский (1863-1945) — основоположник генетической минералогии, геохимии и биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии, организатор многих научных учреждений — разделял и развивал идеи П. Тейяра о переходе от биосферы к ноосфере. Он был одним из создателей антропокосмизма — системы, в которой естественно-историческая и социально-гуманитарная, человеческая тенденции в развитии науки гармонически сливаются в единое целое. В своем труде «Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление» (М.,1977) он говорит о возрастающей силе Разума. Влияние человека на природную среду становится соизмеримым с тем, что совершается в природе под воздействием стихийных сил. В. И. Вернадский пишет: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен мыслить в новом аспекте не только личности, семьи, государств или иных союзов, а в планетарном аспекте» (Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1978, с. 35).

Взаимодействие общества и природы — глобальная проблема всего человечества. Образование ноосферы из биосферы требует проявления человечества как единого целого, необходим научный гуманистический контроль за влиянием технического прогресса на общество и природу.

Создавая учение о биосфере, В. И. Вернадский подчеркивает, что живое вещество охватывает всю биосферу, изменяет ее, но по весу и объему (все это он тщательно подсчитывает) оно составляет небольшую ее часть (сужающаяся спираль). Косное вещество преобладает. Но геологически живое вещество является самой большой силой.

Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества. Homo sapiens, его мозг, его разум — мощный геологический фактор, который по возможным последствиям превосходит все тектонические перемещения, все стихийные силы природы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу.

В. И. Вернадский, как и П. Тейяр, по существу предугадал наступление новой эпохи в истории нашей планеты — эпохи информационно-компьютерной революции. Но они как бы игнорируют промежуточный слой между геобиосферами и ноосферой — социосферу. Социальная часть универсума, осью которой является человек, имеет свою природу, организацию, свои качественные характеристики, закономерности, определенную автономию и целостность. И П. Тейяр и В. И. Вернадский в своих натурфилософских изысканиях с неизбежностью и в теории, и в практической научной и общественной деятельности обращались к проблемам социосферы. В. И. Вернадский говорил о новой форме биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры, создающей в настоящее время ноосферу.

Но базой ноосферы может быть лишь социосфера, формирование которой отражено в социологической науке, в социологии человека.

Относительно позднее возникновение социологии (XIX в.) — науки о социосфере и ее организованных активных формах — социуме — было ответом на великий вызов исторического времени, когда в условиях промышленной революции начали складываться мировые торгово-экономические, социально-политические связи. Сегодня уже в условиях информационно-компьютерной революции всемирное сообщество людей как относительно целостное, хотя и чрезвычайно противоречивое новообразование вступает в стадию становления зрелого социума, становления социосферы в качестве активно действующей силы.

Этот процесс недостаточно осмыслен социологами, не проанализированы такие закономерности функционирования социума, как глобализация социальных проблем, смена экономической, вещно-материальной детерминации развития общества социокультурной, индивидуализация, персонализация и субъективация жизнедеятельности человека, повышение уровня организации и самоорганизации общественной жизни и многое другое. Соответственно сама социологическая теория остается незрелой, неспособной эффективно влиять на социальные преобразования, на главного творца социального мира — человека.

Общепринятой является идея о переходе от биосферы к ноосфере. В определенном смысле Разум характеризовал человека с момента его возникновения. Но роль разумного начала претерпевала множество изменений и была отягощена, по выражению П. Штомпки, проявлениями «Безумного Разума» /сциентизм, технократизм, абсолютизация роли информационно- компьютерного прогресса и пр./.

Ноосфера, или сфера «Мудрого Разума», как качественно новое состояние бытия человечества возникает на основе совершенствования, гармонизации человеческих отношений. Ноосферное, «планетарное мышление», «коллективный разум», «общество в действии» предполагают планетарный, общеземной масштаб социальных взаимодействий, вселенскую организацию жизни людей, человека, себя «видящего», понимающего, активно действующего. Без объединения научных, экономических духовно- нравственных усилий всех землян, без активности Социума — организации людей — как субъекта взаимодействия со Вселенной (от микромира до космоса) человечеству грозит гибель. А ноосфере не будет дано сформироваться.

Объективные процессы развития общества и человека, а также данные естественных и гуманитарных наук позволяют определить суть таких понятий, как «социосфера», «социум» и в первом условно-схематическом приближении изобразить место человека в социуме и в целом в универсуме (см. рис. с. 73).

Социосфера — та часть Вселенной, которая имеет своим основанием космос, геосферу, биосферу и является специфическим звеном — чрезвычайно важным, малопознанным — перехода к ноосфере. Первопричиной формирования социосферы является человек — представитель особого рода живых существ — Homo sapiens, который в «снятом виде» вбирает в себя все космо-гео-био- психо-генетические предпосылки своего существования. В упрощенном виде это можно изобразить как некую иерархичность кругов (- не ада) исторического восхождения человека к социальному миру.

Социосфера — это оболочка, вместилище существования человека, организация его жизни, это социальная среда, переплетение общественных отношений, это условия, предпосылки и следствия его добрых и злых дел его блаженства и страдания, любви и ненависти.

Очевидно, не случайно появляется термин «социум». Это нечто сродни — древнему, вечному, бесконечному - универсуму. Ведь слова, тем более термины, постоянно употребляющиеся, не возникают ниоткуда.

| >>
Источник: С. Г. СПАСИБЕНКО. Человек, социосфера, социум 1999. 1999

Еще по теме Человек, социосфера, социум:

  1. 1.2. Основные факторы, влияющие на формирование «новой экономики»
  2. Введение
  3. Модель: человек — социум — личность
  4. Человек  Социум  Личность
  5. С. Г. СПАСИБЕНКО. Человек, социосфера, социум 1999, 1999
  6. Человек, социосфера, социум
  7. Социосфера в системе мироздани
  8. Бытие как исходная категория философии.
  9. СОДЕРЖАНИЕ
  10. § 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ АДАПТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
  11. Круглый стол ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н. ГУМИЛЕВА И ЕВРАЗИЙСТВО
  12. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ