<<
>>

Понятие «социум»

На наш взгляд, взаимодействие в системе «человек — общество — природа» приобретает сегодня, в начале XXI века, новый характер и новое измерение. Причиной этого является нарастание глобальных проблем, угроза опасности, которые естественным образом подвигают человека к осмыслению своего назначения и места в этом мире, осознанию хрупкости и уникальности человеческой цивилизации, поиску путей соглас-ного и гармоничного существования в единении с Природой и Космосом.
Такой подход характерен в целом для русской культурно-философской традиции, рассматривающей эволюцию со-

циума как органическую часть природно-космических процессов (В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л- . Чижевский). Именно в последние годы в языке социальной науки утверждается понятие «социум», которое, в отличие от понятия «общество», традиционно четко отделяющего социальную материю от материального универсума, делает смысловой акцент на понимании их органического единства. Иначе говоря, социум — это не совокупность каких-либо неизменно, жестко фиксированных элементов, а среда свободного становления, встречное движение социального и естественного, биологического; открытая система, взаимодействующая с внешней средой и другими социальными субсистемами. Это многомерное сложное системное образование, структура которого включает в себя компоненты, качественно различные по своей природе и свойствам «вещного, процессуального, идейного и человеческого порядков»7. Человек как «элементарная частица социума», являясь творением природы, сам несет в себе ее творческое начало, преобразуя социальную среду, конструируя формы общежития.

Нам представляется интересным предложение В.Г. Неми- ровского рассматривать социум в виде сложной иерархической системы, состоящей из трех уровней: вещественно-энергетического, функционально-организационного и информационного 8. Целостность социума как социальной метасистемы обеспечивается совокупностью свойств и отношений, существующих между названными компонентами, при этом важным фактором выступают культура, традиции, накопленный человеческий опыт — «синтез коллективных представлений», говоря словами Э.

Дюркгейма.

Социальный порядок, сложившийся в социуме, не случаен. Представляя собой продукт многовекового приспособления человечества к среде обитания и индивидов друг к другу, он является гарантом относительно устойчивого, равновесного состояния социума как целостной системы. Очевидно, это равновесие всегда изменчиво и неустойчиво, однако существуют четкие границы его устойчивости, и они должны быть сохранены, чтобы общественная жизнь могла способствовать удов-летворению индивидуальных и общественных потребностей. Если этот оптимум неустойчивости окажется превзойденным,

появится комплекс явлений социальной дезорганизации. Инициирующим фактором дезорганизации социального порядка в социуме может стать внешнее воздействие среды (глобальные проблемы человечества) или же несовершенство внутренней организации социума.

В социальном знании проблема «социального равновесия» является частью вопроса о специфике процессов развития и направленности социальной эволюции.

<< | >>
Источник: Кузнецова М.А.. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. — Волгоград: Изд-во ВолГУ,2004. — 96 с.. 2004

Еще по теме Понятие «социум»:

  1. 2 . Синтез понятия института
  2. содержание и выражение институциональных понятий В русском языке
  3. 1.1. Проблема определения понятия образовательного пространства в педагогической науке
  4. Понятие «социум»
  5. 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЙ «СОЦИУМ», ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-ДРУГОГО»
  6. Идея и понятие пространства (%ыда)
  7. а)              понятие гармонии в ценностно-экзистенциальном контексте
  8. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
  9. § 1. Секуляризм. Понятие секуляризма и его теоретические основания.
  10. § 2.1. Понятие глобализации
  11. § 2.5.  Понятие глобализма
  12. §23.5. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
  13. 7.1. Понятие переходного времени
  14. § 1. Понятие толкования права в свете современной философской герменевтики
  15. § 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО