<<
>>

Культура и социум


В: Итак, это была верхняя половина диаграммы, индивидуальное. Еще есть нижняя половина, коллективное.
КУ: Да. Индивидуальные холоны существуют только в сообществах холонов подобной глубины. Поэтому мы должны просмотреть обе колонки на рисунке 5–3 и найти типы коллективных холонов, которые всегда связаны с индивидуальными холонами.
В: И эта коллективная сторона также имеет внутреннюю и внешнюю поверхности, как и нижние левый и правый секторы?
КУ: Да.
В: Вы называете их «культурным» и «социальным».
КУ: Да, культура имеет отношение ко всем внутренним смыслам, ценностям и верованиям, которые мы все разделяем в рамках сообществ, будь то племенное общество, национальное или мировое сообщество. А социум связан со всем внешним, материальным, с установленными формами общества, начиная с его технико экономической основы и заканчивая его архитектурной, письменностью, размером населения, и это лишь немногое.
Итак, в очень широком смысле, культурное относится к разделяемому всеми коллективному мировоззрению, а социальное – к материальному базису этого мировоззрения (конечно, сейчас я говорю только о том, как внутреннее и внешнее проявляются в холоне человека; далее мы вернемся к обсуждению коллективных холонов). Социальное означает любые целостные, твердые, материальные компоненты и особенно технико экономическую основу общества, так что вы понимаете, почему они перечислены в списке как доисторический, садоводческий, аграрный, индустриальный способы производства; а также геополитические структуры: деревни, государства, мировые федерации, и так далее. Все это – примеры внешних форм коллективного, которые вы можете видеть на рисунке 5–2.
В: Я думаю, что это достаточно прямой подход. Но давайте посмотрим на не человеческие холоны. Мы обычно не считаем, что они обладают общим мировоззрением или общим культурным пространством.
КУ: Если сознание есть глубина и глубина существует везде на пути вниз, то общая, или общественная, глубина также существует везде на пути вниз, культура существует везде на пути нарастания глубины.
В: Извините?
КУ: Другими словами, если холоны имеют общую внешнюю сторону, они имеют и общую внутреннюю сторону.
В: Их «культуру», как вы это называете.
КУ: Да. Под культурой или жизненным пространством холонов я подразумеваю просто общее пространство того, на что они могут ответить. Кварки не отвечают на все стимулы окружающей среды, потому что диапазон значимых и имеющих к ним отношение стимулов очень мал, значит, лишь немногое может их затронуть. Кварки (и все холоны) отвечают только на то, что соответствует их жизненному пространству: все остальное – непонятный иностранный язык, и они остаются лишь его посторонними наблюдателями. Исследование того, на что холоны могут ответить – это изучение их общего жизненного пространства. Оно представляет собой их общий мир, стимулы, на которые ответят все холоны одинаковой глубины. Это и называется их общей культурой.
В: Хорошо, можно привести пример?
КУ: Не человеческие культуры могут быть очень сложны. Волки, например, обладают общим эмоциональным жизненным пространством. У них есть лимфатическая система, внутреннее соответствие которой – основные эмоции. Таким образом, волк общается с собой и со своими товарищами по стае при помощи основных восприятий – уже не только присущих рептилиям сенсорно двигательных, а и эмоциональных. Они могут охотиться и координировать действия в стае при помощи очень сложной сигнальной системы.
У них есть это общее эмоциональное пространство.
Они не могут воспринять что либо внешнее по отношению к этому жизненному пространству. Я хочу сказать, что вы можете читать им «Гамлета», но это бесполезно. Для них вы, с этой книгой, всегда будете в основном пищей плюс несколько лишних вещей, которые можно будет выбросить.
Дело в том, что холон отвечает, и может ответить, только на те стимулы, которые находятся внутри его жизненного пространства, его мировоззрения. Все остальное для него не существует.
В: То же самое и с людьми?
КУ: Да, с людьми то же самое. К тому времени, когда эволюция достигает уровня коры головного мозга, или человеческого мозга, в котором есть внутреннее отражение изображений, символов и понятий, жизненное пространство начинает формулироваться при помощи довольно сложных познавательных структур. Эти жизненные пространства включают в себя основные компоненты предыдущих «мировоззрений», такие как клеточную раздражительность, инстинкты рептилий, эмоции древних млекопитающих, но к ним добавляются новые компоненты, способные создавать новые мировоззрения.
Помните о том, что Космос выглядит по разному на каждой из стадий, потому что Космос действительно отличается на каждой из этих стадий. На каждом новом уровне развития Космос смотрит на себя новыми глазами и поэтому порождает новые миры, не существовавшие прежде.
Эти культурные жизненные пространства перечислены в нижнем левом секторе. И вы можете видеть, что они эволюционируют от физического, растительного мира и мира рептилий к лимфатическому эмоциональному миру («тифонический») и далее к более знакомым нам гоминидным и человеческим формам: архаичный, магический, мифический, рациональный, кентаврический (или экзистенциальный) мир, с возможностью более высоких стадий в будущем.
Этим мировоззрениям соответствуют внешние формы социальных структур, поддерживающих как данные мировоззрения, так и разделяющих их людей. Например, от прокариотической системы Гея к обществам с разделением труда (в организмах с нервной системой), от групп и семейств древних млекопитающих к более человеческим формам: доисторические племена, садоводческие деревни, аграрные империи, индустриальные государства, информационные глобальные федерации. Этот список продолжен до настоящего времени на основе доступных свидетельств. Все эти культуры перечислены в правом нижнем секторе.
В: И как именно связаны друг с другом эти четыре сектора?
КУ: Как вам будет угодно их связать. Только не сводите их все к одному или один к другому. У меня есть некоторые мысли по этому поводу, но я не хочу выдвигать свою собственную теорию по этому вопросу прямо сейчас. Для ориентирующего обобщения я могу сказать, что мы не можем просто свести эти секторы друг к другу без глубоких искажений и фатальных ошибок. Так что пусть у каждого из них будет определенная целостность. Давайте говорить только о том, что они находятся во взаимосвязи, или они взаимодействуют, или каждый из них имеет связи с другими. Здесь еще есть над чем работать. Когда мы поговорим о разных истинах в каждом квадрате, я думаю, вы поймете, что я имею в виду.


<< | >>
Источник: Кен Уилбер. Краткая история всего. Вопросы и ответы. 2007
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Культура и социум:

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. Понятие «социум»
  3. Человек, социосфера, социум
  4. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  5. Представления о культуре в истории философской мысли
  6. Микросоциум культуры
  7. Многие явления и процессы глобализма опознаются как декадентские, типологически близкие явлениям упадка культуры
  8. Интенция культуры
  9. Опредмечивание и распредмечивание в сфере культуры
  10. Феминистская критика западной культуры
  11. § 7. Высшая ступень в структуре культуры
  12. Феминистская критика западной культуры
  13. О ЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОНЯТИЕ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»