<<
>>

2. Политическая культура Российского социума

Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности.

Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие.

Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизирован-

ном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне госу-дарства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа «кто не с нами - тот против нас».

Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от фр. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.

В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии.

Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться циви-лизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитни-ком общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.

<< | >>
Источник: Пронин Э.А.. Политология. Конспект лекций.. - М.: МИЭМП ,2005. - 70 с.. 2005

Еще по теме 2. Политическая культура Российского социума:

  1. 1.2. Армия в системе политической власти правового государства
  2. 2. Социал-традиционалисты и их политическая идентичность
  3. 1.3. Особенности российского общества
  4. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  5. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
  6. 2. Политическая культура Российского социума
  7. Советско-российский опыт повседневности*
  8. Представления о культуре в истории философской мысли
  9. ГЛАВА 4. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: РОЛЬ В АДАПТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  10. 2.3. Российская национально-государственная идентичность: перспективы взаимодействия властных структур и институтовгражданского общества
  11. Цивилизация и культура
  12. Круглый стол РИСКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ
  13. Круглый стол ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ