<<
>>

§ 2. Демографические тенденции и внебрачное материнство: анализ женских историй

Способно ли современное распространение таких явлений, как неофициальный (незарегистрированный) союз, внебрачное рождение подорвать многовековую стабильность социального института семьи? Ответ на этот вопрос определяется основными направлениями эволюции социальных институтов брака, семьи, моногамии на рубеже XX - XXI вв.

Эволюция институтов брака и семьи зависит как от долговременных тенденций и закономерностей развития демографической сферы общества, так и от конкретных исторических обстоятельств проявления данных тенденций.

В европейских странах ослабление, расшатывание патриархальных устоев, усиление индивидуалистических ценностей не обязательно ведет к упадку институтов брака и семьи [Halman and Ester, 1996]. По-видимому, в России социально-демографические процессы, ведущие к таким изменениям, по своему существу аналогичны. На этот счет у нас пока нет крупномасштабных исследований.

Поскольку в процессе трансформации распространяются разные модели семейного поведения, то представляется актуальным исследовать причины их распространения, социальное самочувствие людей - представителей типов семей, которые можно было бы отнести к «нетрадиционным». Одним из таких типов являются семьи (полные или неполные), образованные в результате рождения ребенка женщиной, не состоящей в браке. В данном параграфе содержатся результаты исследования феномена внебрачного материнства, проведенного автором в 1997 г.

Конкретная задача этого исследования - попытаться понять природу, причины и следствия распространения сожительств и внебрачных рожде-

ний, а именно: выяснить ориентации, намерения и интересы в сфере брака и семьи женщин - матерей внебрачных детей, реализацию их жизненных устремлений и планов в семейной сфере. Исследование проведено методом «life-story» [Thompson, 1984], т. е. посредством изучения конкретных случаев, жизненных историй женщин - матерей внебрачных детей.

Выбор этой методики объясняется, прежде всего, интимностью, закрытостью темы для внешнего наблюдателя, а также «осторожностью» общественного мнения в этом вопросе. Поэтому методы традиционного формализованного подхода могли бы привести к большой потере значимой информации. Было опрошено 30 городских женщин, имеющих 35 внебрачных детей, и 20 сельских, имеющих 29 внебрачных детей .

Дети, рожденные вне зарегистрированного брака, - чаще всего первые и единственные дети уже немолодых женщин. Однако то, что не фиксируется статистикой, но существует как факт, - наличие полной супружеской семьи у 58 % опрошенных женщин, из них у 30 % неофициальный муж является отцом ребенка. Уровень образования опрошенных женщин довольно высок: 56 % имеют высшее и среднее специальное образование и только 20 % - восьмилетнее.

Глубинные интервью дают основание утверждать, что главный мотив рождения ребенка этими женщинами - стремление к материнству, к семейной жизни. При этом невступление в брак, рождение ребенка без мужа вовсе не являются для них «демонстрацией независимости».

При анализе материнских историй стало понятно, что возможно выделение 3 типов причин появления внебрачного материнства. Первая, и самая большая, группа опрошенных женщин - это те, кто был вполне счастлив в партнерстве-сожительстве с отцом будущего ребенка. Кто хотел бы (и собирался) иметь полную семью, но по разным причинам союз распадался после рождения ребенка. Вторая группа - женщины, оставшиеся без женихов, партнеров из-за несчастных случаев (гибели жениха, отца буду-щего ребенка); даже в небольшой выборке (50 чел.) таких женщин оказалось шестеро. Еще одна группа женщин - те, кто после рождения ребенка, и второго, и третьего, и четвертого, продолжает оставаться в незарегистрированном союзе с отцом детей.

Жизненные, брачные, материнские выборы зачастую обусловлены (усложняются или облегчаются) поведением и отношением мужчин (мужей- партнеров), родителей, родных, подруг и врачей к женщинам, их поступкам, решению родить ребенка вне брака.

Во-первых, все типы женских

историй рождений вне брака переплетаются и в большой степени обусловлены обстоятельствами жизни мужчин-отцов, их социетальными характеристиками. Во-вторых, брачная судьба женщин складывается в определенном смысле под противоречивым влиянием родительской семьи; двойственность ситуации состоит в социокультурной автономности (возможно, даже антагонистичности) и одновременной материально-бытовой зависимости. Так что пересечения историй-причин с культурными и индивидуальными ценностями влияют на выбор женщин и показывают на данном материале, что выбор в пользу рождения ребенка (в 80% случаев первого и единственного) становится всё более социально одобряемым поступком.

В процессе анализа предпринята попытка соединить некоторые эмпирические характеристики с гипотезами причин современных тенденций в демографической сфере и семье.

Конечно, иногда в интервью бывало довольно сложно объективно воспринимать ситуации и обстоятельства, поведанные женщинами, но в то же время именно акценты самих интервьюируемых позволяют делать выводы и объяснения.

<< | >>
Источник: Михеева А. Р.. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск,2001. 74 с.. 2001

Еще по теме § 2. Демографические тенденции и внебрачное материнство: анализ женских историй: