<<
>>

Мужские и женские дома.

Вначале все мужчины, а также мальчики, начиная с определенного возраста, проводили свободное время, питались и спали в мужском доме. В мужские дома, где собирались мужчины, доступ женщинам был строжайше воспрещен.
Там мужчины проводили досуг, обсуждали и решали общественные дела, устраивали пиршества, а иногда и постоянно питались там же, принимали и устраивали на ночь гостей-мужчин.

На базе мужских домов возникали возрастные мужские союзы: молодые люди образовывали один союз, взрослые мужчины — другой, пожилые — третий. Изображенный в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" большой дом в лесу, в котором совместно живут мужчины, представляет собой мужской дом первобытного общества.

Дома холостяков - дома, в которых совместно жили юноши до вступления в брак, до обзаведения семейным жилищем и семейным хозяйством. Сюда они нередко приводили на ночь своих временных или постоянных подруг. Дом (лагерь) холостяков, первоначально был помещением (или комплексом помещений), в котором жили все мужчины и юноши,

Параллельно с ними существовали дома, в которых совместно жили девушки до замужества. Дом (лагерь) девушек был ранее помещением (или комплексом помещений) для женско-детской группы. Временные женские лагеря возникали в периоды церемоний перехода во взрослое состояние и во время родов. Эти строения были изолированы. Мужчинам вход был запрещен,

У игоротов Филиппин, у которых еще в прошлом веке девушки обитали в специальном доме, в настоящее время они живут небольшими группами в домах одиноких женщин. В русской традиции реликты женских домов представлены в форме посиделок ("досветок", "беседок"), которые устраивались девушками на дому одинокой женщины (вдовы, разведенной).

У племени ангами-нага (Индия) мужчина в течение года после свадьбы должен был спать вместе с юношами в мужском доме. Только по истечении этого срока он мог перейти в семейную хижину.

На островах Новые Гебриды (Меланезия) мужчина получал право перейти из мужского дома в свой семейный дом через несколько лет после вступления в брак. У индейцев карок, шаста, хупа (Калифорния) мужчина жил в одном шалаше с женой лишь летом. В остальное время года он вместе со всеми остальными мужчинами спал в мужском доме, где проводил и досуг.

С возникновением семьи и семейного жилища женатые мужчины постепенно перешли спать к жене, и в мужском доме на ночь оставались только юноши. Возможным было превращение мужского дома исключительно в мужской клуб, а также в место ночлега гостей. Общий мужской дом может распасться на несколько мужских же жилищ, в каждом из которых живет взрослый мужчина со своими сыновьями, достигшими определенного возраста. В таком случае каждая семья имеет два жилища - одно женское, другое мужское. У некоторых народов Африки муж и жена не только жили в разных хижинах, но и сами жилища были расположены довольно далеко друг от друга мужские - в одной части деревни, женские - в другой. Иногда это расстояние было таким, что путешественники говорят даже о мужских и женских деревнях.

Дальнейшее развитие шло по пути все большего пространственного сближения жилищ мужа и жены и, наконец, превращения их из самостоятельных строений в мужскую и женскую половину одного дома. У многих народов Северного Кавказа и Дагестана глава семьи жил в особом помещении (кунацкой) - помещении для всех мужчин дома. В ней принимали гостей-мужчин. Кунацкая существовала либо в виде отдельного строения, либо в виде части общего жилища — его мужского отделения. Кунацкая как особое строение могла находиться либо вне ограды, за воротами усадьбы, либо внутри ограды. В первом случае она выступала как своеобразное общественное учреждение, сходное с общим мужским домом. Расположение кунацкой внутри ограды, рядом с основным жилищем является шагом по пути ее превращения часть последнего. Но даже и соединившись с oбщим жильем, кунацкая на первых порах остается изолированной от него. Их отделяет глухая стена. Здесь пока не единое жилище, а два строения под одной крышей. В дальнейшем кунацкая сливается с основным жилищем, переходя в его мужскую половину.

<< | >>
Источник: Тюгашев Е.А.. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК. 2006

Еще по теме Мужские и женские дома.:

  1. §3 Роль институтов женской субкультуры в процессе институционализации моды
  2. Мужской вопрос.
  3. Мужские и женские дома.
  4. ГЛОССАРИЙ
  5. ОБРАЩЕНИЕ К ЗНАКОМЫМ АДРЕСАТАМ МУЖСКОГО ПОЛА
  6. §5.Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание 
  7. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  8. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВОМ ПРАВ И СВОБОД ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СИРОТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ КОНЦА ХVШ-ХIХ ВВ. В.              В. Мирошниченк
  9. 1. РАВЕНСТВО ПОЛОВ И ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА
  10. 3.ЭТИКА ЗАБОТЫ
  11. § 3. Просветительная политика и система народного образованияв дореволюционной России
  12. ДОМА ДЕЛОВОГО ГОРОСКОП
  13. НЕ ЖЕНСКОЕ ЭТО ДЕЛО
  14. 3.3.2. Внутреннее пространство дома
  15. 3. СТАДИЯ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ
  16. 4. СТАДИЯ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ