"ЗИМНИЙ ВЕЧЕР"
Стихотворение "Зимний вечер" - последнее в цикле
изучаемой пушкинской поэзии. Работа над ним имеет ито-
говый характер и должна завершиться обобщающим разгово-
ром о поэзии Пушкина.
Более того, поэзия Пушкина в на-шем обучении была органически связана со стихотворения-
ми Жуковского, Крылова, Рылеева. После "Зимнего вечера"
учащиеся начинают работать с прозой, что требует совер-
шенно иного методического подхода. Лирика Лермонтова,
изучаемая после прозы Пушкина, идейно и тематически
принадлежит другой эпохе. Таким образом, завершая изу-
чение "Зимнего вечера", следует подвести итог всему
пройденному поэтическому материалу.
Текстуальная работа. Начиная работу над "Зимним ве-
чером", мы можем опереться на знания, полученные при
изучении "На холмах Грузии...". В первом четверостишии
"На холмах Грузии..." мы выделили согласие между наст-
роением, разлитым в природе, и состоянием души поэта.
Поэт как бы сливался с природой. Перед ним текла река,
за ним возвышались горы, и все настроение теплой лунной
ночи гармонировало с его печальным раздумьем.
Стихотворение "Зимний вечер" строится на контрасте
между природой и настроением поэта. Как и в "На холмах
Грузии...", в первом стихе нам встречается слово
"мгла". Но это мгла другого рода. Темнота зимней ночи
пронизана крутящимся снегом, а не умиротворяющим лунным
светом. В "На холмах Грузии..." мгла, льющаяся от луны,
не закрывала ясного неба. Это видно из уже приводивше-
гося выше чернового варианта:
Все тихо - на Кавказ идет ночная мгла
Мерцают звезды предо мною.
Звезды на небе - верный знак ясной ночи и чистого
неба.
В "Зимнем вечере" мгла - порождение бури, она кроет
небо и создает совершенно другой пейзаж: мутную темноту
непроглядной зимней ночи.
Встречалось нам и слово "вихрь". В стихотворении "Ан-
чар" оно отождествлялось со злым началом в природе:
...Вихорь черный
На древо смерти набежит...
Образ крутящихся вихрей в сознании Пушкина неизменно
связывался с чем-то зловещим, страшным, с потерей пути,
блужданием в темноте. Ср. в стихотворении "Бесы":
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Еще более выразительно в "Капитанской дочке": "Ветер
завыл; сделалась метель. В одно мгновение небо смеша-
лось со снежным морем. Все исчезло. "Ну, барин, - зак-
ричал ямщик, - беда: буран"...
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер
выл с такой свирепой выразительностью, что казался оду-
шевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли
шагом - и скоро стали. "Что же ты не едешь?" - спросил
я ямщика с нетерпением. "Да что ехать! - отвечал он,
слезая с облучка; - невесть и так куда заехали; дороги
нет, и мгла кругом"".
Заключительные слова "дороги нет, и мгла кругом"
прямо перекликаются с "Зимним вечером".
Итак, стихотворение начинается с картины разбушевав-
шейся враждебной стихии. Это подчеркивается звукоподра-
жанием. Первые четыре стиха выделяются воющими звуками
"у" и "р" (буря, крутя) и звуковым повторением (зверь,
заплачет). Воющие звуки первых четырех стихов особенно
заметны при сравнении с шуршащими последних четырех
стихов той же строфы ("обветшалый", "соломой зашуршит",
"в окошко застучит").
Вторая строфа вводит в стихотворение образ "бедной
лачужки". Все стихотворение построено на противопостав-
лении мира бури - того, что находится за стенами дома,
мира наружного, внешнего, и мира дома - того, что зак-
лючено внутри "бедной лачужки". Внешний мир наделен
чертами хаоса, там господствуют темнота, холод, беспо-
рядочное движение и разнообразные, тоже не согласован-
ные между собой, резкие звуки.
Буря - "воет", "плачет","шуршит", "стучит", "завывает". Этому шабашу звуков
противостоит тишина ("приумолкла у окна") и однообраз-
ный, ровный "домашний" звук жужжащего веретена. Проти-
вопоставление безопасного светлого и теплого, своего
пространства дома угрожающему, холодному и чужому внеш-
нему миру встречается постоянно в поэзии Пушкина и свя-
зано для него с глубокими философскими размышлениями.
Дом для Пушкина - "родное пепелище", место, где человек
ощущает свою ценность, не завися ни от царей, ни от
жандармов, ни от цензуры. В стихотворении "Вновь я по-
сетил..." Пушкин, думая о будущих поколениях, представ-
ляет их себе в образе внука, который в том же родовом
углу, в котором сейчас находится поэт, через десятки
лет вспомнит о нем. Дом, в котором жили деды и в кото-
ром будут жить внуки, получает в сознании Пушкина сим-
волический характер: он связывается с гордой независи-
мостью человеческой личности, чувством собственного
достоинства. Говоря о любви к родному дому, к отеческим
могилам, Пушкин писал:
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека
И все величие его.
Слово "самостоянье", созданное Пушкиным, замечатель-
но выражает понятие гордости, чувства уважения к себе,
соединения культуры с ценностью человеческой личности.
Все это связывается Пушкиным с понятием родного дома. А
родным домом для него был во всю его жизнь только один
дом - уединенный домик в Михайловском, где он оказался,
высланный из Одессы, в 1824 -1826 гг. один с няней сво-
ей Ариной Родионовной и где в занесенном снегом доме
проводил с ней долгие зимние вечера. Именно об этом до-
ме - "ветхой лачужке" - и говорит поэт в стихотворении
"Зимний вечер". Стихотворение построено как столкнове-
ние двух начал: хаотического начала зимней бури и несу-
щего защиту и безопасность дома.
Особенность стихотво-рения в том, что активность принадлежит буре. С этого
слова начинается стихотворение, это слово своим звуко-
вым комплексом задает основной тон фонологической ок-
раске текста, оно же означает носителя основных актив-
ных действий. Вокруг бури сосредоточены активные глаго-
лы, приписывающие ей целенаправленную деятельность. В
результате буря одушевляется и персонифицируется. Она
как бы становится лицом, наделенным злой волей и имею-
щим свою, враждебную поэту, цель. Буря стремится про-
никнуть в дом, она ищет проходов на крыше, шурша соло-
мой, или стучит в окно, как путник. Воя зверем, она за-
пугивает тех, кто в доме; плача, как ребенок, она обма-
нывает их, пытаясь выманить наружу.
Дом противостоит буре. Однако в посвященной ему вто-
рой строфе поэт подчеркивает ненадежность этой защиты.
Дом назван "ветхой лачужкой". Уже это показывает, что
против мощного натиска стихии он - ненадежный оплот. О
том же говорит и описание внутренности дома. Буря как
бы уже проникла в дом, ее завывание раздается внутри
дома. И при этом, что очень важно, "ветхая лачужка" не
только убога, но и темна. Мы знакомы с символикой света
в творчестве Пушкина и знаем, что борьба добра против
зла постоянно принимает у него образ торжества света
над тьмой. Тьма господствует за стенами дома, но и в
самом доме не светло. Этому же соответствует и господс-
твующее в доме настроение. Мы видели, например, в "Вак-
хической песне", что для поэта свет и добро соединяются
с весельем, а темнота - с унынием. В "ветхой лачужке"
невесело. В стихотворении "На холмах Грузии..." поэт
познакомил нас со светлой печалью, в "Зимнем вечере"
лачужка - "и печальна, и темна". Здесь господствует
темная печаль. Отсюда и образы утомления, дремоты, оп-
ределяющие внутреннюю атмосферу "ветхой лачужки". Со-
поставление бури в первой строфе и "ветхой лачужки" во
второй демонстрирует неравенство сил в борьбе и, каза-
лось бы, предсказывает победу хаотического злого нача-
ла.
Третья строфа начинается со столь же ударного сло-ва, как и первая. Мы видели, какое значение для Пушкина
имеет образ веселья, радости. В "Вакхической песне" по-
эт связал радость, пир, вино и любовь с разумом и сво-
бодой. В "Зимнем вечере" эта тема получает дальнейшее
развитие. Третья строфа как бы освещает темную внутрен-
ность "ветхой лачужки". Поэт обращается к темам, знако-
мым нам по "Вакхической песне": вино, поэзия ("спой мне
песню") и радость, торжествующая над горем. Но смысл
повторения этих тем иной. Там поэт находился в кругу
единомышленников и радостно встречал восход солнца,
здесь он один, в ссылке, зимней ночью, окруженный воем
бури. Радость и веселье получают здесь у Пушкина иной
смысл. Это - средство выстоять, сохранить себя, не
пасть духом. Не стены дома, не убранство, роскошное ос-
вещение или веселый круг друзей защищают поэта от бури,
а его собственная стойкость, способность весельем по-
беждать горе, торжествовать над одиночеством. Союзником
поэта оказывается поэзия. Однако очень важно, что поэ-
зия предстает перед ним в образе народной песни, а Муза
является к нему в виде престарелой няни. Стихотворение
заканчивается итоговой синтетической строфой, построен-
ной исключительно интересным образом. Первые четыре
стиха повторяют начало первой строфы и рисуют торжест-
венный образ бури, а вторые - начало третьей строфы со
слова "Выпьем", создавая картину победы человеческой
стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и мглы.