<<
>>

Иудейско-мусульманская гармония: время для размышления для еврейских и мусульманских общин Европы БАШАРАТ (ВАШИ) ТАХИР КУРАЙШИ

ENAR (Европейская сеть против расизма) с ее более чем 600 членами — НПО представляет собой крупнейшую сеть НПО, ра­ботающих в области защиты прав человека и противодействия этнической и религиозной дискриминации в ЕС.

С годами ENAR стал в особенности беспокоить факт возрастающих антисемитизма и исламофобии во многих европейских странах. За последние 15 или около того лет вся публичная и официальная полемика пере­местилась с проблемы биологического или этнического расизма к расизму культурному и к возрастающей в настоящее время религи­озной дискриминации.

Поскольку еврейские и мусульманские общины — две главные жертвы этой манифестации ненависти, у них есть основание для объединения усилий. Я понимаю, что это нетрадиционный подход, но в борьбе против дискриминации у нас общая доля. По моему личному убеждению, без конкретной кооперации с еврейскими об­щинами Европы, мусульманским группам будет трудно справиться с исламофобией. Как иудеи, так и мусульмане должны осознать тот факт, что антисемитизм и исламофобия представляют собой две стороны одной медали. Нам необходимо было изучать и бороться с этими двумя социальными недугами одновременно, взаимодей­ствуя и помогая друг другу. Но поскольку эта благородная мысль требовала гигантских усилий со стороны как религиозных, так и светских сил в иудейских и мусульманских общинах Европы, нуж­но было с чего-то начинать. И, к счастью, это произошло в нуж­ный момент в 2001 году. Вскоре после моего избрания президентом ENAR я познакомился с двумя убежденными активистами борьбы с расизмом, вовлеченными в борьбу с антисемитизмом в Европе: Шимоном Самуэльсом из Центра Симона Визенталя в Париже и

60

Иудейско-мусульманская гармония...

Паскалем Шароном из Еврейского информационного центра в Брюсселе. Несмотря на то, что я принимаю участие в правозащит­ной деятельности и борьбе с дискриминацией вот уже 20 лет, слу­шая об их неустанных усилиях, я пришел к пониманию того, как мало я знаю о современном европейском антисемитизме, как сло­весном, так и физическом.

Это понимание усилило мое убеждение в том, что большая сеть НПО, вроде нашей, должна не только актив­но работать над исправлением этой ситуации, но и протестовать против антисемитизма и исламофобии, где бы и когда бы они ни поднимали свои уродливые головы. Для начала, в 2001 г. правление ENAR не только приняло резолюцию «поддерживать солидарность мусульман и евреев в Европе против всех актов антисемитизма и ксенофобии», но также провозгласило, что мы выступаем против любой конфронтации между этими общинами в Европе, поскольку она была бы только на руку тем силам, для которых обе эти общины являются мишенью. Эта резолюция была также подписана сорока тремя мусульманскими и тремя еврейскими членами Генеральной ассамблеи ENAR в 2001 г. Этот дух сотрудничества сохраняется и по сей день как на уровнях различных стран, так и на общеевро­пейской сцене.

Наиболее запоминающийся эпизод произошел, когда Шимон Самуэльс попросил меня выступить на Международной конферен­ции ЮНЕСКО «Воспитание терпимости — проблема возрождения антисемитизма» в 2003 году в Париже перед сотнями делегатов со всего мира. Там я по-настоящему почувствовал, что каждый, кто принадлежит к еврейской или мусульманской общине, несет лич­ную ответственность за помощь в закладывании фундамента вза­имного доверия. Преодолевая взаимное недоверие, мы укрепим наши солидарность и взаимопонимание. Самоанализ помогает справиться с предубеждениями внутри общества, закладывает основы общественной деятельности и открывает двери взаимоува­жению.

Во время этой конференции я также посетил синагогу в пригоро­де Парижа, которая стала жертвой атаки антисемитов. Это еще раз Доказывает важность нашей общей миссии. Находясь в синагоге, я чувствовал себя среди братьев и сестер. Меня переполняли эмо-Ции, и на глаза навернулись слезы. Я счастлив, что с тех пор наше

61

Башарат (Ваши) Тахир Курайши

сотрудничество с Шимоном благодаря нашим личным отношени­ям и профессиональной взаимопомощи поднялось на более высо­кую ступень.

Он лично убедил власти Дании приостановить работу антиисламской радиостанции Хольгер, выступил во Франции в за­щиту права ношения хиджаба и постоянно выступает в поддержку вступления Турции в Европейский Союз. ENAR так же регулярно поднимал вопрос антисемитизма и исламофобии в своих публика­циях и прессе, а так же в ходе ряда международных конференций.

Моя мечта о еврейско-мусульманском диалоге постепенно во­площается в реальность. Я уже выступил на многих конференциях по вопросу сотрудничества и теперь знаю, что с антисемитизмом и исламофобией можно бороться, и эта борьба может обеспечить наши две общины своего рода сетью безопасности. Также важно отметить, что это общее дело призвано преобразовать Европу в по­истине многоконфессиональный континент, где лояльность чело­века оценивалась бы не по цвету кожи, убеждениям, культуре или религии, а по его вкладу в жизнь общества.

Во время своего недавнего визита в Пакистан Карен Армстронг, выдающийся ученый и автор многих признанных критиками книг по исламу и иудаизму, сказал: «В различных вероисповеданиях есть много общего, особенно в религиях, имеющих истоки в иудаизме. Нам нужно уделять этому больше внимания».

Мы можем на это сказать только: «Да и аминь!»

<< | >>
Источник: Альтман И.А., Самуэльс Ш., Вейцман М.М. (ред.). Антисемитизм: концептуальная ненависть. Сборник, посвященный Симону Визенталю. М.: Центр и Фонд «Холокост»,2009. - 456 с.. 2009

Еще по теме Иудейско-мусульманская гармония: время для размышления для еврейских и мусульманских общин Европы БАШАРАТ (ВАШИ) ТАХИР КУРАЙШИ:

  1. Иудейско-мусульманская гармония: время для размышления для еврейских и мусульманских общин Европы БАШАРАТ (ВАШИ) ТАХИР КУРАЙШИ