<<
>>

Общественно-политическая и религиозно-философская мысль: основные идеи представителей мусульманской общины (АбдулЛатиф, Карман Али, Сеид Ахмад-Хан).

Сэр Саид Ахмед Хан родился в 1817 году в Дели (в то время это была еще столица монгольской империи на территории Индостана). По некоторым данным его семья иммигрировала из Афганистана еще при императоре Акбаре и с тех пор занимала видное положение при королевском дворе – его деды и прадеды занимали посты визирей, министров, его отец был личным советником императора.

Однако – он родился в то время, когда Британия все больше и больше оккупировала Индию и лишались своей независимости различные индийские королевства, их правители сохраняли лишь номинальный титул. Само существование мусульман в Индостане оказалось под угрозой – их активно вытесняли из экономической и политической жизни страны. Он получил отличное воспитание и образование в лучших традициях мусульманской монгольской знати. Он умел читать и понимать Коран на арабском языке, знал урду, фарси, арабский, фикх, математику, астрономию, политологию и юриспруденцию. Занимался плаванием, борьбой и другими видами спорта. Изучал медицину и литературу. Такие известные авторы как Руми, Галиб, Сахбай не прошли мимо его внимания. Его старший брат основал первую типографию на языке урду и первый журнал на нем же. Сэр Саид унаследовал титул и должность своего отца, однако от службы при дворе отказался, также как и от карьеры журналиста в журнале брата и от судейской мантии в верховном шариатском суде. После некоторого времени, отведенного на размышления о своей дальнейшей судьбе, он стал служащим гражданской службы Ост-Индской компании. В то время как раз произошло окончательное падение монгольского государства и прерывание династии. Однако, через некоторое время он назначен на должность судьи и за время ведения процессов познакомился практически со всеми высокопоставленными британскими чиновниками. В 1857 году во время Индийского восстания Северная Индия понесла огромные потери – человеческие и экономические, особенно больно оно ударило по мусульманам, в большинстве своем населявшим именно эти территории.
Сэр Саид Ахмед Хан вместе с другими известными мусульманскими мыслителями осудил лидеров восстания за его неподготовленность. Оно было расценено как путь к поражению индостанского мусульманского общества. Сэр Саид Ахмед Хан пишет книгу о причинах восстания, где оправдывает действия мусульман в сложившихся обстоятельствах и отправляет ее в Англию. Там она была принята в качестве официального документа и хотя мнения лордов относительно ее разошлись, но тем не менее автор был признан лояльным британской политике. Через некоторое время, узнав лучше интересы Великобритании в Индии, он начинает более интересоваться политикой и социологией. Не прекращая свою работу в судах он активно пишет. Его ранние работы в основном касаются ислама, культуры, взаимоотношений ислама и христианства. Затем круг расширяется и уже охватывает политику, археологию, журналистику, литературу, религию и науку. Отслужив Британскому правительству около 20 лет, он с честью ушел со службы, чтобы полностью посвятить себя делу общественных и религиозных реформ. Он выказывал озабоченность тем, что многие из традиционных исламских норм крайне жестки и плохо сочетаются с научной мыслью современности. Он в своих работах пытался примирить исламские достижения Востока с научными исследованиями Запада. Сэр Саид Ахмед Хан утверждал в своих книгах, что Корану и Исламским книгам присуще глубокое признание разума, естественного права. Что это не только религиозная литература, но и та, которая может послужить делу прогресса. В то время эти идеи были поистине революционными и подвергались резкой критике со стороны традиционных богословов. Однако, несмотря на это Сэр Саид Ахмед Хан организовывает исламское научное общество, а затем на его основе – Мусульманский англо-восточный колледж (а затем и переросший в Алигарх университет). В нем преподавали Восточные и Западные дисциплины, учебные программы были призваны ориентировать студентов и адаптировать их для дальнейшей жизни и работы как в мусульманских регионах, так и в Европе.
Не удивительно, что через некоторое время он становится интеллектуальным центром индийских мусульман. Одна из наиболее интересных работ Сэра Саида Ахмед Хана – «Теория двух наций», которая отображает отношения между мусульманами и индусами в рамках одного государства, под контролем Британии. Они утверждает, что христианство и ислам имеют гораздо больше общих точек соприкосновения, чем у индуизма с христианством. Что мусульмане Индии при заимствовании знаний и научных разработок у Европы, могут очень быстро преодолеть свою техническую отсталость и стать в авангарде мировой элиты. Он стремился укрепить мусульманско-британские отношения в противовес усилению политики распространения индуизма в Индостане, в том числе на традиционно мусульманских территориях. Преимущественное индуистское управление в большинстве своем нетерпимо относилось к мусульманам, уменьшало для них возможность получить качественное образование и получить доступ к рычагам управления государством. Политика Сэра Саида Ахмед Хана позволяла мусульманам встать в обществе на один уровень с представителями других религий, а не оставаться безгласными. Он укрепляет роль урду, как единого языка для мусульман Индостана, который мог бы преодолеть их национальную и межклановую рознь. Урду в его представлении должен был играть роль lingua franca в Индостане. В итоге, благодаря ему, язык урду был признан в качестве второго официального языка Британской Индии. Он был пылким сторонником прогрессивного и динамичного подхода к образованию. Он был первым мусульманским лидером, который понял опасность поглощения мусульман Индостана и возможность их полного растворения среди индуистского населения. И он сделал все, чтобы этого удалось избежать. Сэр Саид Ахмед Хан прожил длинную жизнь (родился в 1817 и умер в 1898 году), видел упадок последних государств мусульман в Индостане, развал исламской культуры и ее намеренное уничтожение. Он пытался сохранить зерна и ростки новой мусульманской культуры, вырастить их – и он увидел результаты.
В конце 19 века мусульмане Индии стали серьезной оппозицией и индуизму, и колонизаторам. Фактически – этой своей деятельностью он как будто положил первый камень в фундамент нового современного исламского государства на территории Индостана. Сэр Саид Ахмед Хан фактически явился создателем мусульманской интеллигенции, воспитателем целой плеяды политиков и интеллектуалов. Его до сих пор помнят и чтят мусульмане Индостана, как великого мусульманского мыслителя и социального реформатора. Его идеи до сих пор остаются актуальными, позволяют рассматривать жизнь в новом ключе.

Теория двух наций (англ. Two-Nation Theory) — идеологическая концепция в Британской Индии, согласно которой религиозное самосознание является основным для индийскихмусульман, а язык и этничность при этом особой роли не играют.

Мусульманские идеологи Индии полагали, что ислам и индуизм не только две религии, но и две социальные группы с абсолютно разными обычаями. Глубокое изучение истории этой земли доказывает, что различия между индусами и мусульманами были не только в борьбе за политическое господство, но также и в столкновениях на почве религиозной неприязни. Несмотря на совместное проживание на протяжении более чем тысячи лет, они продолжали развивать разные культуры и традиции. Их предпочтения в еде, музыке и архитектуре были разными. Даже язык и одежда различались у этих общин.

<< | >>
Источник: «Независимое государство Конго» и колониальный режим Леопольда II. Преобразование НГК в бельгийскую колонию.Лекция. 2016

Еще по теме Общественно-политическая и религиозно-философская мысль: основные идеи представителей мусульманской общины (АбдулЛатиф, Карман Али, Сеид Ахмад-Хан).:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -