НАЧАЛО ОБЩЕИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА
На развитие национально-освободительного движения в стране английские колонизаторы ответили репрессиями. В 1878 г. вице-королем Литтоном (1876–1880) был издан закон об оружии, по которому индийцам запрещалось иметь (даже для защиты от хищников джунглей) огнестрельное оружие.
В том же году был принят драконовский закон о печати, вводивший предварительную цензуру для всех изданий на индийских языках.Однако эти репрессии не дали желаемого результата. Поэтому пришедшие в 1880 г. к власти в Англии либералы стали проводить политику заигрывания с индийскими буржуазно-помещичьими националистами. Закон о печати был отменен.
В 1882 г. большинство членов муниципалитетов в крупных городах стали избираться верхушкой имущих слоев. Предполагалось устранить расовую дискриминацию индийцев в судах. Борьба по этому вопросу подтолкнула индийских националистов к объединению своих усилий в масштабе всей страны. Еще с конца 70-х годов между представителями различных общественно-политических организаций стали возникать тесные контакты, и в 1883–1884 гг. были сделаны первые попытки создания общеиндийской организации националистов.
В 1885 г. в Бомбее собрался первый съезд Индийского Национального конгресса. – первой общеиндийской буржуазно-помещичьей политической организации. Она была создана при благосклонном сочувствии властей, а английский чиновник Юм стал генеральным секретарем Конгресса. Конгресс выражал интересы верхних слоев индийской буржуазии и националистически настроенных помещиков, 50% делегатов первых шести сессий Конгресса принадлежали к буржуазно-помещичьей интеллигенции, 25% – были выходцы из торгово-ростовщических слоев и 25% – помещики.
В Конгрессе господствовали представители либерального крыла национального движения. Однако в своей программе они пошли несколько дальше: более последовательно проводили требования о защите и развитии национальной промышленности, снижении налогов, создании в стране системы организованного капиталистического кредита.
Конгресс более решительно протестовал против дискриминационной по отношению к индийской промышленности тарифной политики колонизаторов. В целях поощрения национальной промышленности под эгидой Конгресса в Индии стали устраиваться промышленные конференции и выставки. По аграрному вопросу программа Конгресса сводилась к требованию постоянного земельного обложения.Далекие от народных масс индийские либералы боялись собственного народа. В 1893 г. Наороджи заявил на сессии Конгресса: «Правительство должно быть твердо и справедливо... Его прямая обязанность подавлять твердой рукой всякое беззаконие или попытку нарушить гражданский мир».
В политической области основным программным требованием Конгресса было расширение состава законодательных советов и создание в них выборного большинства из представителей буржуазно-помещичьей верхушки индийского общества. В 1892 г. представительство этих прослоек в законодательных советах было несколько увеличено.
После создания Индийского Национального конгресса борьба внутри освободительного движения между различными социальными группами усилилась. К середине 90-х годов Тилаку удалось завоевать большинство в руководстве Союза простых людей Пуны. К этому времени он стал признанным руководителем мелкобуржуазных демократов страны. Газеты, издаваемые им, оказывали серьезное влияние на формирование радикального национализма и в других провинциях Индии.
В 1895 г. Тилак стал устраивать массовые праздники в честь божества Ганеши и национального героя маратхов Шнваджи, которые превращались в грандиозный политический форум, где велась массовая политическая агитация. Эти празднества стали проводиться и в Бенгалии. Однако религиозно-индуистская окраска деятельности тилакистов имела существенный недостаток, поскольку ограничивала участие в движении неиндусов. В 1897 г. Тилак был арестован английскими властями и приговорен к 18 месяцам каторжных работ, после того как маратхский студент застрелил одного из английских чиновников в Пуне.
С начала 80-х годов в противовес индусскому буржуазному национализму, при активной поддержке англичан, развернули свою деятельность мусульманские просветительские организации, вносившие в национальное движение элемент индусско-мусульманской розни.
Лидером этого движения был Сайид Ахмад-хан, представлявший просвещенных мусульманских феодалов и крупных торговцев. Им были созданы просветительские общества среди мусульман и основан Алигархский колледж, который готовил из мусульманской молодежи чиновников для колониального аппарата. Сайид Ахмад-хан выступал как ревностный защитник колониального режима.
Наряду с последователями Сайид Ахмад-хана среди мусульманской общины Северной Индии действовала организация мелкобуржуазных демократов с центром в Деобанде (около Дели). Однако религиозная окраска этого движения также затрудняла сближение Део-бандского центра с другими общественно-политическими национальными организациями.
С последней трети XIX в. разжигание индусско-мусульманской розни вошло в практику английской политики «разделяй и властвуй». В 90-е годы англичанам удалось спровоцировать в Бомбее крупные индусско-мусульманские погромы.
Деятельность различных националистических организаций развертывалась на фоне непрекращающихся, как правило, стихийных выступлений крестьян, городских низов, племен против колониально-налоговой ростовщической и феодальной эксплуатации. Иногда, как, например, в княжестве Манипур в 1891 г., во главе восставших находились выходцы из местных феодалов. Серьезное сопротивление колониальной администрации продолжали оказывать вооруженные отряды племен санталов в Центральной Индии, лушаев и других племен на северо-востоке, патанов – на северо-западе.
К концу XIX в. расстановка сил в национально-освободительной борьбе в Индии осложнилась.