ОСНОВОПОЛОЛНИКИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА О ЗНАЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ НАРОДОВ ВОСТОКА
Вопрос о национально-освободительном движении угнетенных народов марксизм-ленинизм всегда рассматривал в тесной связи с главным вопросом — о пролетарской революции как его составной части.
Еще в период становления науки о социализме и пролетарской революции ее творцы К. Маркс и Ф. Энгельс — современники первых крупных революционных выступлений народов Востока — пристально следили за развитием событий в азиатских странах. Ставя исключительной важности принципиальный вопрос о том, какое влияние на судьбы пролетарской революции в Европе сможет оказать дальнейшее развитие отсталых стран, вовлекаемых в мировое капиталистическое хозяйство, Маркс и Энгельс гениально предвидели, что национально-освободительное движение в странах Востока будет союзником пролетарской революции, являющейся решающим фактором освобождения угнетенных народов. Не раз в своих работах по национальному вопросу Маркс и Энгельс развивали идею о том, что пролетариат, освобождая себя, освободит и другие классы и угнетенные народы. С позиции пролетарского интернационализма Маркс и Энгельс определяли свое отношение к развернувшимся в Азии крупным национально-освободительным движениям середины XIX в.В обзоре международного положения начала 1850 г., в котором рассказывалось о возмущениях китайского населения, Маркс писал: «Пусть китайский социализм имеет столько же общего с европейским, сколько китайская философия с гегелевской. Все же отрадно, что самая древняя я самая прочная империя в мире под воздействием тюков ситца английских буржуа за восемь лет очутилась накануне общественного переворота, который, во всяком случае, должен иметь чрезвычайно важные результаты для цивилизации. Когда наши европейские реакционеры в предстоящем им в близком будущем бегстве в Азию доберутся, наконец, до Китайской стены, к вратам, которые ведут к архи-реакционной и архиконоервативной твердыне, то, как знать, не прочтут ли они там надпись:
REPUBLIQUE CHINOISE
LIBERIE, EGALITE, FRATERNITE
Здесь была выражена надежда на возможность создания общего революционного фронта против мирового капитализма от берегов Темзы до берегов Янцзы. Через несколько лет в статье «Революция в Китае и в Европе» Маркс указывал, что в условиях единого мирового капиталистического хозяйства события в отсталом Китае могут оказать прямое влияние на взрыв революции в Европе.
Капиталистическая мировая система объективно способствовала созданию предпосылок для сближения революционных выступлений как развитых стран, так и отсталых стран Востока, открывались общие перспективы всемирно-исторического движения. На основе анализа экономической политики британских капиталистов, которые так или иначе внедряли в Индии новые производительные силы, соответствующие современному капитализму, Маркс в статье «Будущие результаты британского владычества в Индии» сделал вывод об общности исторических судеб этой страны и всего мира, о неизбежности движения ее народов к новому общественному строю, но при этом особо отметил: «Население Индии не сможет пожать плодов созревания тех элементов нового общества, которые посеяла среди него британская буржуазия, пока в самой Великобритании ныне правящие классы не будут вытеснены промышленным) пролетариатом, или пока сами индийцы не станут достаточно сильными, чтобы навсегда сбросить с себя английское иго».Опираясь на идеи Маркса и Энгельса об общей революционной перспективе, создаваемой при капитализме для всего человечества, о значении событий, происходящих в отсталых странах Востока для судеб пролетарской революции в Европе, В. И. Ленин в новых исторических условиях эпохи империализма не только выработал стройное учение о национально-освободительных революциях колоний и зависимых стран как части мирового революционного процесса, но и практически претворил их соединение в единую силу борьбы против империализма.