ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛОНИАЛЬНОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ НАРОДОВ ВОСТОКА
Развитие капиталистического уклада в экономике стран Азии и Африки сдерживалось конкуренцией иностранного капитала и сохранением докапиталистических отношений, приспосабливаемых к целям колониального господства.
Традиционные отрасли местного промышленного производства в отсталых странах не выдерживали конкуренции импортируемых фабричных изделий. Массами гибли ремесленники, ли-шившиеся средств существования. Разрушалась исконная натуральная замкнутость крестьянского хозяйства, продукция которого теперь в виде сырья или продовольствия направлялась на мировой рынок. К прежним формам феодальной эксплуатации, поборам властей и помещиков прибавлялись новые — эксплуатация со стороны иностранных капиталистов и их агентуры, компрадоров, скупщиков и ростовщиков. Изучение особенностей социально-экономического положения в отдельных странах Азии и Африки и тех изменений, которые произошли в результате включения их в мировое капиталистическое хозяйство, составляет одну из основных задач курса новой истории стран Азии и Африки.Несмотря на все преступления, совершенные английскими колонизаторами в Индии, Маркс отмечал положительное значение факта разрушения ими экономического базиса старого индийского общества, так как в результате этого с неизбежностью должны были развиваться в будущем современные производительные силы и капиталистические отношения, подготавливающие условия для грядущего освобождения от колониального гнета и последующего перехода к социалистическому строю.
Непосредственным результатом проникновения иностранного капитала в страны Востока явилось небывалое прежде обострение социальных противоречий старого общества и взрыв народных возмущений, направленных против как иностранных захватчиков, так и правящих классов своей страны. Такие восстания охватили многие районы Азии и Африки — от Алжира до далекой Японии. Наиболее значительными по своему размаху являются: народное восстание 1857—1859 гг.
в Индии, крестьянская война тайпинов в Китае, бабидские восстания в Иране, сопротивление иностранным колонизаторам в Алжире, Афганистане, Непале и на Яве. Несмотря на разнообразие форм народных движений — при различной национальной, религиозной и династической окраске их, все эти выступления были порождены социальными потрясениями, вызванными в старом феодальном обществе проникновением, или господством иностранных капиталистов.Буржуазная историография всячески стремилась оклеветать и очернить подлинное историческое значение великих народных движений, объявляя их реакционными лишь на том основании, что они были направлены против пресловутой капиталистической цивилизации. Советские историки признают исторически прогрессивный характер ант-колониальных движений, даже если они происходили под руководством феодалов и под религиозными лозунгами, ибо борьба за независимость; объективно способствовала созданию условий для самостоятельного прогрессивного развития. В то же время лозунги «феодального национализма», призывавшие к возврату старых отношений и примирению интересов феодалов и народных масс, ограничивали развитие демократических течений, пробуждение классового самосознания народных масс.
Отсталость социально-экономических и политических условий, еще не вызвавших к жизни передовые классы — национальную буржуазию и пролетариат, ограничивала возможность развития национально-освободительных движений и привела к поражению народных и национально-освободительных восстаний в Индии, Иране, Османской державе, Китае и других странах.
С поражением первых крупных выступлений азиатских народов против натиска капиталистических держав усилилось их дальнейшее закабаление. Попытки частичных реформ абсолютистского типа (в Османской державе, Иране, Китае и Афганистане) не смогли предотвратить установление господства иностранного капитала. Лишь одна страна в Азии — Япония — встала на путь самостоятельного капиталистического развития после незавершенной революции 1868 г. и последовавших реформ и избежала общей участи превращения в колонию или полуколонию. Вскоре она сама выступила в качестве империалистического хищника.