14. Основные черты национально-освободительного движения в Индии 1905-1908 гг.
На рубеже 19-20 вв. усилилась колониальная эксплуатация Индии. Рычагами ее были английские банки. Подавляющее число национальных предприятий – мелкие и средние. Банки индийские тоже довольно слабые.
И все же к концу XIX в. товары местной промышленности начали постепенно составлять конкуренцию английским товарам. Эти изменения произошли не по причине структурных сдвигов.Усилившееся развитие капитализма не привело к существенным измениям структуры экономики страны (отсталая, аграрная, с господством в с\х феодальных пережитков). Небольшое улучшение положения зажиточных и средних слоев крестьянства - рост цен на с\х продукцию. Процесс пролетаризации пауперизировавшейся крестьянской бедноты.
Город. Кадры постоянных фабрично-заводских рабочих. Политически активная интеллигенция(лица свободных профессий-учителя, мелкие чиновники). Неурожаи и засуха. Резко снизился размер национального дохода на душу населения. Непопулярная политика колонизаторов.
1899 г. - вице-королем Индии был назначен лорд Керзон (до 1905) [крайне реакционная, "джингоистская" группа англ. империалистов]. Политика подавления и неприкрытой дискриминации. Ненависть к индийской интеллигенции.
1898 и 1904 - расширение действия Закона о гос. тайне - направлен против оппозиционной печати. Сокращен состав муниципалитета Калькутты.
1904 - университетская реформа - повышение плата за обучение, все под контроль.
Национальный конгресс Керзон ненавидел. Надо "содействовать его мирной смерти". С презрением относился к индийской культуре.
Репрессивная политика Керзона лишь усилила антиколониальные настроения и революционное брожение в Индии.
Подготовка к новым авантюрам в Азии. Реорганизация армии и полиции, Китченер (душитель буров) назначен главнокоманд. в Индию. Увеличеен военный бюджет, новые стратегически важные ж\д.
Недовольство народов Индии.
Левое крыло – Д.Митра, Б.Тилак.
Главную задачу видели в распространении патриотзма. Идеи национализма. Идея создания общедоступной школы (Тиллак) – в 1880 г. открыл Тиллак Новую английскую школу, а с 1881 издавал газеты «Лев» («Кесари») на маратхском и «Махратта» на англ. яз. В обеих газетах – защита интересов нац. буржуазии. За бойкот англ. товаров. За улучшение положения масс, но четкой аграрной программы нет.
1885 – созыв первого съезда Индийского нац. конгресса = первой общеиндийской бур-помещ. организации, генсекретарь – англичанин Юм. Выражал интересы крупной нац. буржуазии. В рамках оживления всего индийского нац. движения, усилилась и агитация левого крыла движения (Тилак). Однако после одного из терактов (студент, сочувствующий левым, застрелил англ. чиновника), Тилака арестовали. Англичане сделали ставку на разжигание индусско-мусульманской розни и всячески поддерживали ее. На рубеже 19-20 вв. политическая обстановка в Индии оставалась неспокойной.
1этап. Общепризнанный лидер левого крыла национального движения, Тилак, вышел в 1897 из тюрьмы и стал редактором "Кесари". В Бенгалии и в Махараште в конце 1890-х -начале 1900-х возникли полулегальные организации и кружки левых националистов, патриотические манифестации.
1902 - Калькутте - тайное общество, готовившее вооруженное восстание. Активизировалась деятельность местных организаций Нац. конгресса - провинциальных конференций.
Раздел Бенгалии 1905 г. Начало массового движения
Англичане, чтобы предотвратить восстание – решаются на раздел Бенгалии (центра нац-осв. движ). 1905 – на Западную (большинство - бихарцы и ория) и Восточную (мусульмане). Керзон рассчитывал на раскол, а получилось наоборот. [Нац. промышленность и торг. буржуазия боялись ослабления своей организации - Торгово-промышленной палаты; интеллигенция считала, что сократится административный аппарат и судопроизводство, а это приведет к безработице]. Англичане рассчитывали на религ. рознь.
Начало августа 1905 - массовые митинги (бойкот англ.
товаров и поощрение отечественного производства - "свадеши"). Движ. распростр. на Махараштру и Пенджаб, поддержено Тилаком.15 окт. 1905 - официальное объявление о разделе Бенгалии = день нац. траура. Все пошли к Гангу, чтобы поклястться вести борьбу, пели нац. гимн "Банде матарам" (Привет тебе, Родина-мать!).
Конец 1905 - умеренные из Нац. конгресса частично поддержали движение свадеши. Экономическая окраска движения – «покупай отечественное!». Но, имея эконом. окраска, = форма первого в истории Индии массового общеиндийского национального движения.
Осень 1905 г. – поддержано Тилаком и его сторонниками. Популяризировали идеи свадеши через газеты.
С осени 1905 г. – стачки, особенно на фабриках Бомбея. С 1906 г. – особенно – в Бенгалии.
Конец 1905 г. – свадеши активизировало руководство Нац. конгресса. Поддержка бойкота английских товаров.
Развитие свадеши
В 1906 эстремисты усилили свою деятельность. В Бенгалии с центром в Дакке создана нелегальная рев. организация «Анушилон шомити» («Общество прогресса»). Бенгал. газеты: "Джугантар"(Новое время) и "Банде матарам". Массов. митинги и демонстрации, стачечная борьба раб. класса (к 1906 центр в Бенгалии).
Середина 1906 г. – забастовки на английских текстильных фабриках.
Летом 1906 - 2 крупные забастовки ж\д-в (В-Индийской ж\д), гос. типографии, муниципальные рабочие Калькутты.
Лето-осень 1906 г. – экономические + политические требования. Протест против дискриминации. Железнодорожники и текстильщики первыми создали профсоюзы.
Начало агитации среди крестьян в деревнях. Листовки. Англичане обеспокоены. Стремятся добиться раскола движения и используют индусско-мусульманские противоречия. Безуспешно.
Конец 1906 - на текстил. фабриках. Протесты против английской администрации - и рассовой дискриминации. Агитация среди крестьян: призыв к единству мусульман и индусов.(Англичане основную ставку делали на раскол на религиозной почве).
Однако среди религиозных деятелей существуют и проанглийские – например, мусульманские деятели.
Декабрь 1906 г. – pro-British Мусульманская лига в Дакке, или Шри Бхарат дхарма (Общеcтво славной религии Индии).
Но движение сплоченное. Основывалось на идеи свадеши. Свадеши дало импульс развитию национального предпринимательства.
2 этап.
Осень 1906 - на калькутской сессии Конгресса (под давлением крайних) впервые в истории нац. - освоб. движения было сформулиров требование "свараджа" – самоуправления в рамках колонии. Наибольший размах выступлений - Пенджаб. Стачки. Ж\д-ки - the best. Демонстрации. Вице-король отрезан в Калькутте от всей страны. Общенациональные крестьянские выступления. Раскол национального конгресса
Усугубление расхождений между умеренными и крайними (организационная слабость крайних заключалась в том, что они - кроме местных тайных обществ – ничего не создали, не сумели создать общеиндийскую организацию). Крайние хотели создать в Индии федеративную республику. Настроены революционно. Но четкой программы нет. В выступлениях умеренных - крупных бомбейский фабрикантов – стремление к компромиссу с колониальными властями.
Весна 1907 г. – делегация умеренных отмежевалась от крайних и посетила вице-короля.
Весна 1907 г. – раскол на сессии конгресса в Сурате (большинство делегатов состаивло правое крыло). Отошли от борьбы за свародж. Бомбейская политическая стачка. Нарастание массовой борьбы
1908 – Центр борьбы перемещается в Южную Индию. Деятельность тайных обществ свелась к индивидуальному террору. Центр борьбы - в Махараштру. Всеобшая полит. забастовка - подавлена англичанами. Развернули контрнаступление В том же 1907 - закон о бунтовщических сборищах, в 1908 - о газетах [1908 арестовали Тилака]. Массов. митинги.
23 июля 1908 - начало всеобщей стачки Бомбея. Репрессии левым - уступки правым.
1909 - закон о законодательных советах. Система куриальных выборов. Общая, землевладельческая и - реформа Морли-Минто - отдельная мусульманская курия.
В 1911 нов. вице-король Хардинг отменил раздел Бенгалии, а столица Индии - теперь в Дели (была в Калькутте).
1915 англичане развернули военно-полит. террор. Тилак (вышел из тюрьмы в 1914) развернул в стране движение "гомруля" (начальник, дай порулить! J ) (за самоупр. )
1916 он основал лигу гумруля. Поправевшие левые вошли в Конгресс, заключили в городе Лакхану с руководством Конгресса пакт, по которому устанавливалось единство с мусульманской лигой.