РАЗДЕЛ БЕНГАЛИИ В 1905 г. И НАЧАЛО МАССОВОГО ДВИЖЕНИЯ
Английские колониальные власти решили, чтобы предотвратить возможный революционный взрыв, заранее нанести решительный удар по национально-патриотическим силам. Именно эту цель преследовал вице-король Керзон, проводя в 1905 г.
раздел Бенгалии.Бенгалия, как и раньше, оставалась главным центром национально-освободительного движения. Бенгальцы были наиболее сформировавшейся национальностью в Индии, и дух национального единства был важным факторам в развитии национально-освободительного движения в этой части страны. Разделом Бенгалии на Западную (включавшую Бихар и Ориссу) и Восточную (включавшую Ассам) Керзон стремился утопить национальное движение в религиозной и национальной розни. Действительно, в Западной Бенгалии большинство населения составляли бихарцы и ория, а в Восточной Бенгалии при преобладающем бенгальском населении его основная часть по религии была мусульманами. Представителям помещиков-мусульман и крупной мусульманской торговой буржуазии в Восточной Бенгалии англичане давали понять, что в колониальном аппарате вновь созданной провинции мусульманская интеллигенция займет преимущественное положение по сравнению с индусской.
Однако раздел Бенгалии, вопреки планам колонизаторов, оказал противоположное воздействие. Против него выступили все классы и слои бенгальского общества. Национальная промышленная и торговая буржуазия боялась, что раздел нарушит сложившиеся хозяйственные связи, ослабит ее организацию - Торгово-промышленную палату. Помещики-заминдары опасались, что вслед за разделом будет ликвидирована система постоянного налогообложения и повышены ставки земельного налога. Интеллигенция считала, что раздел приведет к сокращению административного аппарата и судопроизводства в Калькутте, что вызовет в свою очередь дальнейшее обострение безработицы среди лиц с высшим образованием. Как писал С. Банерджи, лидер умеренных бенгальских националистов, «мы чувствовали, что нас оскорбили, унизили и провели, что все наше будущее поставлено на карту, это был рассчитанный удар по растущей солидарности и самосознанию населения, говорившего на бенгальском языке».
В поддержку раздела Бенгалии выступали лишь незначительные группы помещиков, компрадорская буржуазия, часть мусульманской интеллигенции.
О разделе Бенгалии колониальные власти официально объявили в июле 1905 г., а уже в начале августа в Калькутте состоялись грандиозные массовые митинги, на одном из которых было принято решение в качестве контрмеры начать бойкот английских товаров. В националистической прессе, на массовых митингах и собраниях национальных общественно-политических организаций Бенгалии развертывалась агитация за бойкот иностранных товаров и поощрение отечественного производства – «свадеши».
Движение свадеши, хотя и имело экономическую окраску, стало формой первого в истории Индии массового общеиндийского национального движения. Агитация за бойкот иностранных товаров и поддержку отечественных промышленных и торговых предприятий осенью 1905 г. вышла за пределы Бенгалии и охватила некоторые другие районы страны, в особенности Махараштру и Пенджаб. Это движение было активно поддержано Тилаком и его сторонниками. Повсюду основывали лавки и промышленные предприятия свадеши, бойкотировали и пикетировали магазины, торговавшие иностранными товарами.
15 октября 1905 г., когда закон о разделе Бенгалии вступил в силу, был объявлен днем национального траура. В Калькутте огромная демонстрация с пением национального гимна «Банде матарам» (Привет тебе, Родина-мать!) направилась к священному для индусов берегу Ганга, чтобы принести клятву борьбы за воссоединение родины. В городе приостановилась деловая жизнь, нигде не топили очагов, не готовили пищу. В знак клятвы бенгальцы повязывали вокруг запястья полоску красной материи – символ единства бенгальского народа.
Между тем движение свадеши ширилось, распространившись в Бенгалии и на сельские местности. Нарушители бойкота подвергались общественному остракизму. Многие торговцы-компрадоры разорились. В Калькутте и других городах Бенгалии были созданы организации национальных волонтеров, опиравшиеся на тайные общества и спортивные молодежные организации.
Волонтеры, носившие специальную форму (желтый тюрбан и красная рубашка), были главными организаторами массовых демонстраций и митингов, пикетирования английских торговых предприятий.Движение свадеши активизировало - и руководство Национального конгресса. В конце 1905 г. на очередной сессии Конгресса виднейший лидер умеренного крыла индийских националистов, председатель партии Гокхале поддержал бойкот английских товаров в Бенгалии как форму протеста против ее раздела. Вместе с тем умеренные не поддержали предложения Тилака и крайних о распространении движения свадеши на все провинции Индии и бойкота на все стороны общественной жизни страны. Сессия Конгресса показала, что его умеренные лидеры не могли больше не считаться с массовым движением, однако их стремление всячески сузить рамки борьбы свидетельствовало о наличии серьезных расхождений между ними и крайними. Эти расхождения в национальном движении еще более усилились в ходе дальнейшего нарастания революционной борьбы.