<<
>>

Полит философия марксизма

Касториадис. «Маркс сегодня» Глава о том, почему маркс отрицал политику в будущем социалистическом обществе. Классический марксизм – Маркс и Энгельс

. А. Ранний Маркс до 1844.

Написал экономическо-философские рукописи. Вместе написали манифест. Вся история состоит из общество-экономических формаций, их всего 5, начинаются с первобытных общин, рабовладельческая фармация, феодальная, буржуазная, коммунистическая, кот разд на 2 этапа – социализм и коммунизм. Движущей пружиной является экономика – способ производства: производит силы + производств отношения.

Б. 1848 – до конца жизни. Пришел к выводу, что в будущем социалистическом обществе не будет ни политики ни рынка. Возникла отсюда идея безденежной экономики. Нация достигнет таких высот, что ответы на все вопросы будут найдены и необходимости в полит решениях уже не будет. Государство на исходе социализма тоже отомрет. Не будет рынка, т.к. это вещь неуправляемая. Книга «Капитал». Идея мировой революции – пролетариат должен бороться за свои права. Невозможно построить социализм в рамках одной взятой страны.

2. Русский марксизм. Философия революции.

А. Марксизм Плеханова и т.д.

Б. Ленин и компания.

3. Советский марксизм – проблема построение социализма в отдельно взятой стране.

А. Сталин

Б . Троцкий – можно только в масштабах всего мира, призывал к мировой революции. Западный марксизм. Антонио Грамши. Дирт Лукич. 40-60 гг. Марксизм в сталинской трактовке, но с деталями, которые не позволяют нам ее принять. Дал понятию гегемонии новую трактовку – это не подавление. Истинный марксизм – способность примирить разл точки зрения и достигнуть позитивной коллективной воли. Гегемония – коммуникация, солидарность интересов. Бытовое свойство пролетариата, т.к. пролетариат в силу его разнородности имеет склонность к достижению согласия. Способность вступать в любой полит блок, где ему удобно.

Если понимать гегемонию, как Сталин, как диктатуру класса, то пролетариат сожрет сам себя. Неомарксизм. 40-70 гг. Франкфуртская школа – ядро. 1 поколение – 40-50 гг. Макс Хорхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркуза. 2 поколение – Юрбер Харбермасс. Понятие совещательная демократия. Понятие постсекулярное сообщество. 1979 – возник первого исламского гос-ва, когда значение религии вновь резко возрастает. Религия стала полит силой – полит ислам, буддизм.

Книга «диалектика посвящения». Апофеоз антисоицизма. Новая форма порабощения людей – не буржуа, а новые технологии.

Карнелиус Касториадис. Постмарксизм. Шанталь Муф, Эрнест Лакло «Гегемония и социальная стратегия». 1988. Понятие – агоническая демократия. Антогонизм- Карл Шмитт – абсолютизация войны, конфликта. Война – выше, чем любовь. Муф и Лакло с этим не спорят, полностью убрать антагонизм нельзя. Предлагают используя идею Грамши создать агоническую демократию, которая отказывается от антагонизма, переводит себя с уровня врагов на уровень соперников.

Каутский отвергал идею мировой революции и диктатуры пролетариата. К. защищал идею капитализма в социализм. Ленин бурно отреагировать в своей статье о ренегате Каутского. Мирным путем невозможно такое преобразование совершить. У эксплуататоров всегда есть надежда на реставрацию полит строя и они от этой идеи не откажутся. Революционное насилие – закономерное, необходимое условие. Мирном можно организовать такой переворот только в одном случае – если правящий класс не сможет оказать вооруженного сопротивления, но это мало вероятно. К. поставил вопрос о демократии и диктатуре вообще, за что его также критиковал Ленин. Доказывал превосходство демократии над диктатурой. Непригодность пролетарской диктатуры для построения социализма. Ленин, в свою очередь, выступая с критикой, обосновывал то, что в антагонистическом обществе настоящей чистой демократии не существует. Чистой демократии нет, тк. В таком классовом обществе есть только классовая демократия, которая действует в интересах господствующего класса.

После октябрьской революции появилась демократия истинная – демократия пролетариата. В усл такой демократии – любой трудящийся человек может зажиматься управлением страной.

Эгалитаризм – философия всеобщего равенства.

Лукач – венгерский мыслитель. «История и классовое сознание» - истолкование работ Маркса. Концепция напр против буржуазных попыток толковать Маркса. В работах Гегеля предпосылки, от которых отталкивался Маркс. Лукач признавал универсальность советского коммунизма. «Мой путь к Марксу». 3 осн концепции – опредмечивание, овеществление и отчуждение. Обвиняли в гегенианстве, не признавали в СССР. Осн расхождение с Марксом – трактовка идеализма. У Лукача идеалистическое понимание философии марксизма, у Маркса и Ленина – практическое. 2. Неприятие в СССР лукаческого понятие бытия и сознания. Бытие определяет сознание – лукач не согласен. 3. Пишет о ренессансе марксизма. Попытка реанимировать марксистские идеи – неприятие в СССР.

Социализм – политическая доктрина и идеология. Осн идея – в демонополизации, что приводит к сотрудничеству, равенству, взаимопомощи. Отсутствие эксплуатации человека человеком, утв социальное равенство и справедливость. Эгалитаризм – одна из составных частей социализма. Впервые слово социализм употребил Пьер Леру в 1834 г. Сен-Симон и Гегель осн основоположники. Представители- Маркс, Ленин, Бакунин, Кропоткин.

07.10.2011

<< | >>
Источник: Кукарцева Марина Алексеевна. Политическая философия. Учебник.. 2011

Еще по теме Полит философия марксизма: