<<
>>

I. M. А. БАКУНИН

Среди русских революционеров всегда было много материалистов. В 20-х годах XIX столетия были материалисты среди декабристов[56]. Однако их философские сочинения не имели никакого значения для развития философии.

В 60-х годах проповедниками материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, а также знаменитый физиолог Сеченов, который не принимал участия в революционном движении. С конца XIXв. и по наше время как среди русских дореволюционных эмигрантов, так и в России широко распространился созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм. Эта разновидность материализма будет рассмотрена в отдельной главе.

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876)— сын помещика, с 1828 по 1833г. учился в артиллерийской школе. После окончания школы служил офицером в армии. В 1835г. он вышел в отставку. Примкнув к кружку Станкевича, Бакунин изучал философию Канта, Фихте, Гегеля, Будучи убежденным гегельянцем, Бакунин истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеобщее, взятое в абстрактном, остается безжизненным и формальным. Оно должно быть претворено в жизнь личности, в божественную человеческую жизнь, проникнутую любовью. В это время Бакунин истолковывал положение Гегеля о том, что «все действительное разумно и все разумное действительно», в духе консерватизма. Именно под его влиянием Белинский прошел через период «примирения с действительностью».

В 1840г. Бакунин поехал в Берлин учиться. Там он подружился с Арнольдом Руге и другими «левыми гегельянцами». В 1842г. Бакунин опубликовал в журнале, издаваемом Руге, статью «Die Reaktion in Deutschland» («Реакция в Германии»). В этой статье Бакунин говорит об абсолютной свободе духа, утверждая, что отрицательное является условием положительного, и переходит от консерватизма к другой крайности — проповеди разрушения всего старого. Доверимся вечному духу, писал он, ломающему и разрушающему только потому, что он в то же самое время является неиссякаемым, вечно созидающим источником жизни.

Страсть к разрушению — страсть творческая.

Этот период был началом бурного периода в жизни Бакунина. Он принимал участие во многих политических выступлениях, неоднократно приговаривался к смерти и провел много лет в тюрьме (после того как был выдан русскому правительству, которое сослало его в Сибирь). В 186! г. Бакунин бежал из Сибири в Англию. Впоследствии Бакунин жил в Италии и Швейцарии. В этот период своей жизни он стал материалистом и начал разрабатывать свою теорию анархизма. В 1868г. он писал в журнале «Народное дело», который издавался им в Цюрихе, что интеллектуальное освобождение личности единственно возможно на основе атеизма и материализма; социальное и экономическое освобождение достигается через отмену наследственной собственности, передачу земли общинам тружеников, а фабрик и капиталов ассоциациям рабочих, через ликвидацию брака и семьи и организацию общественного воспитания детей. В своих книгах «Federalisme, Socialisme et Antitheolo-gisme» («Федерализм, социализм и антитеологизм») и «Dieu et I'Etat» («Бог и государство») Бакунин говорит, что всем истинно свободным людям государственная власть не нужна, так как эти люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу. В этом человек видит смысл развития собственной личности (теория гуманного эгоизма). Все общество в целом должно составлять свободный союз свободных общин[57].

<< | >>
Источник: Николай Онуфриевич Лосский. «История русской философии»:  Трикста, Академический Проект; Москва; 2011. 2011

Еще по теме I. M. А. БАКУНИН:

  1. Политико-правовые идеи Бакунина
  2. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН
  3. ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАДИКАЛИЗМА 
  4.   ЛИТЕРАТУРА
  5. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  6. I. M. А. БАКУНИН
  7. 3.П. А. БАКУНИН
  8. ФИЛОСОФИЯ АНАРХИИ
  9. § 2. «Хождение в народ»
  10. БАКУНИН
  11. Михаил Александрович Бакунин
  12. Михаил Александрович Бакунин
  13. I. M. А. Бакунин
  14. 3. П. А. Бакунин
  15. Примечания
  16. Михаил Александрович Бакунин
  17. Глава 3. Польский вопрос и полонистика в 1860-е – 1870-е гг.
  18. Отражение образов власти в пространственных видах искусства
  19. Тема: РАСКОЛ МЕЖДУНАРОДНОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ