ЖЕНЩИНА
С женщинами связаны два суеверия. Во-первых, женщину иногда считают человеком низшего сорта, часто даже (как в Коране) су55
ществом, лишенным души. Во-вторых, в женщине хотят видеть мужчину и во всем уподобляют ее последнему.
Первый предрассудок настолько противоречит опыту, что с ним не стоит и спорить. Женщина — полноценный человек, наделенный теми же чувствами и способностями, что и мужчина. Более того, человеческая природа достигает своей вершины именно в женщине, точнее — в матроне, т. е. в женщине, прошедшей период климакса. Кажется, что в эту пору жизни женщина как бы получает вознаграждение за то, что она сделала для человеческого рода в молодости: матрона— это своего рода сверх-мужчина. Только не зная истории и закрывая глаза на происходящее, можно это отрицать. Проблема здесь лишь в одном: как можно было в течение стольких лет оспаривать очевидное и не считать женщину полноценным человеком?Второе суеверие — уподобление женщины мужчине. Женщина — вовсе не мужчина, это «другая половина человечества». Ее роль в жизни иная, чем у мужчины, и нет нужды требовать, чтобы женщины выполняли в обществе те же функции, что и мужчины. Ведь женщина по самой своей природе предназначена (достаточно обратить внимание на строение ее тела) для рождения детей, что и составляет ее первое и основное призвание. Поэтому точка зрения, согласно которой молодая женщина должна заниматься делами, выходящими за пределы ее главной задачи, является заблуждением. Общество, принуждающее
56
женщину к постоянной работе вне дома, обречено на гибель.
Положение матроны совершенно иное.
Думается, что условием преодоления указанных предрассудков является четкое разграничение задач, стоящих перед молодыми и пожилыми женщинами.
ЖИВОТНЫЕ (опыты на животных). Трудно полемизировать с тем, кому нравственное чувство подсказывает, что опыты на животных являются злом.
Однако в подкрепление этого мнения часто выдвигаются ошибочные аргументы, вроде того, что животные — наши «братья», т. е. в духе натурализма отрицается принципиальное различие между человеком и животными. При этом игнорируют основной закон природы, управляющий животным миром,— закон, согласно которому один вид животных служит для удовлетворения потребностей другого вида: насекомые существуют для мышей, мыши для сов и т. д. Непризнание основного закона природы является крайним гуманизмом, или так называемым антинатурализмом. Это — явное суеверие.Однозначная оценка здесь невозможна. С одной стороны, опыты на животных необходимы для медицины и производства лекарств. С другой стороны, не следует жестоко обращаться с животными, и даже не из-за них самих, а потому, что это калечит характер человека и делает его жестоким в отношении других людей.
Одна из причин распространенности этого заблуждения— сентиментализм, согласно которо57
му все, что оскорбляет наши эстетические чувства, является моральным злом.
См.: гуманизм, этика.