<<
>>

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Отношение между высказыванием и его отрицанием — например, между «дождь идет» и «дождь не идет»; мы говорим также о противоречии между словом и этим же словом, но с отрицательной приставкой, например, «белый» и «не-белый».

Немецкий философ Гегель, слабо разбиравшийся в логике (предметом которой является и теория противоречия), путал противоречие с противоположностью. Последняя возникает не между «белым» и «не-белым», а, например, между «белым» и «черным». Гегель также верил в то, что противоречия существуют в самом (объективном) мире.

Это поразительный предрассудок. Ведь тот, кто высказывает противоречащие друг другу мнения, попросту невнятно бормочет и не говорит ничего. Допустим, кто-то спрашивает: «Какого цвета эта корова?» Если я отвечу, что она красная, то мой ответ осмыслен, ибо, говоря «она красная», я из спектра цветов выбираю один и приписываю его корове. Но, когда гегельянец говорит, что корова и красная и не-красная, он не делает никакого выбора, так как «не-красная» означает то же самое, что «обладающая всеми цветами, кроме красного». Поэтому словами «красная» и «некрасная» обозначается весь цветовой спектр. Изрекающий это не говорит ничего, ибо не совершает никакого выбора. Его речь — типичная невнятица, бессмыслица.

Гегелевское суеверие было воспринято марксизмом, сторонники которого, например, постоян126

но путают противоположность классов с противоречием между ними и рассказывают небылицы о «сущностных противоречиях вещи», что является настоящей невнятицей.

См.: логика, марксизм.

ПСИХОАНАЛИЗ. Фрейд, создатель психоанализа, имеет большие заслуги в преодолении двух опасных суеверий: материализма, отрицающего существование души, и позитивизма, отказывающего психологам в праве говорить о предметах, лежащих за пределами опыта (о так называемых теоретических понятиях). В руках специалистов психоанализ нередко оказывается полезным терапевтическим методом. Но и сам Фрейд, и особенно его последователи сделали из психоанализа нечто вроде всеохватывающего мировоззрения. Они совершают две очевидные ошибки. С одной стороны, согласно психоанализу, человек представляет собой одну только душу, он не имеет тела и тело не является важной составной частью человеческой сущности; и это не просто ошибка, но предрассудок. С другой стороны, Фрейд и его последователи пытались свести психику к одной группе переживаний и соответствующих мотивов: Фрейд — к сексуальным, Адлер — к социальным и т.д. Кроме того, нельзя считать психоанализ «научным мировоззрением»; это очередной предрассудок, ибо такого мировоззрения нет и быть не может.

См.: душа, мировоззрение, позитивизм.

<< | >>
Источник: Ю.  Бохеньский. Сто СУЕВЕРИЙ. Краткий философский словарь предрассудков. Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ   ГРУППА «ПРОГРЕСС» 1993. 1993

Еще по теме ПРОТИВОРЕЧИЕ:

  1. 3.2. Анализ противоречий как метод журналистики
  2.   § 20. Закон диалектического противоречия  
  3. КАТОЛИЦИЗМ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ ДУХА И ПЛОТИ
  4. ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА
  5. ПРОТИВОРЕЧИЕ ДОГМАТОВ РАЗУМУ
  6. ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ВЕРОЙ И РАЗУМОМ В БЕЙЛЕ
  7. ПРОТИВОРЕЧИЕ
  8. Глава двадцать третья. ПРОТИВОРЕЧИЕ В СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ ВООБЩЕ.
  9. Глава двадцать шестая. ПРОТИВОРЕЧИЕ В ТАИНСТВАХ.
  10. 10.1. Общая характеристика противоречия
  11. 10.2. Структура противоречия
  12. 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  13. 10.5. Сложные (органические) противоречия
  14. 6.2. Характеристика противоречий правовой системы в переходный период
  15. С. ПРОТИВОРЕЧИЕ (DER WTOERSPRUCH)