<<
>>

СВОБОДА

Обычно различают свободу физическую (которой лишен арестант), психологическую (которой нет у психически больного) и политическую (противоположность рабству). Со свободой связаны различные предрассудки.

1.              Основное заблуждение в отношении психо

логической свободы, так называемой свободы во

ли,— это детерминизм, утверждающий, что такой

свободы не существует, ибо человек, имеющий все

возможности для того, чтобы принять решение,

делает выбор не самостоятельно, а в силу физиче

ских либо психологических причин. Однако свобо

да воли — факт очевидный, непосредственно

известный любому человеку. Задача философа со

стоит не в том, чтобы отрицать наличие подоб

ных фактов, а в том, чтобы их объяснить. Те же,

кто отрицает свободу воли, сами становятся

жертвами заблуждения.

Главная причина этого предрассудка — распространение на человеческую психику методологического принципа, некогда принятого в физике, а именно так называемого принципа детерминизма. Согласно этому принципу, у всякого явления и события есть детерминирующая его причина, т. е. такая, из которой данное явление следует с необходимостью. В физике этот принцип был подвергнут критике, но даже если бы этого не произошло, нет никаких оснований распространять его на область психики.

2.              Другой, противоположный первому пред

рассудок— мнение о том, что существует абсо

лютная свобода, главным образом свобода от за140

конов логики и фактов. Идеалом понимаемой таким образом свободы является человек, не обращающий внимания на окружающий мир и принципы логики. Это удивительное суеверие вытекает из смешения психологической свободы со свободой политической и из отношения к природе и к логике как к неким тиранам, подавляющим человека. На самом деле абсолютной свободы нет, человек всегда ограничен той ситуацией, в которой он находится.

Правда, никто не может запретить ему преступать законы логики, однако следствием такой свободы будет невнятица.
  1. Сходный предрассудок мы наблюдаем в отношении политической свободы. Суть его в стремлении к абсолютной политической свободе. В действительности такая свобода невозможна, ибо любая жизнь в обществе предполагает ограничение свободы. Свобода (политическая) человека ограничивается свободой других людей. Стремление к абсолютной политической свободе равнозначно стремлению к анархии как возможному и желаемому социальному строю, а это суеверие.
  2. Нередко говорят, что человек по-настоящему свободен тогда, когда он не зависит от моральных принципов. Это тоже суеверие, ибо моральные принципы не должны быть основаны на авторитете другого человека, они являются совокупностью норм, которые сознательно приняты личностью, убежденной в их справедливости. Данный предрассудок особенно часто встречается

141

тогда, когда речь заходит о науке и искусстве. Ученый или деятель искусства якобы обязаны руководствоваться исключительно своими собственными целями, не стесняясь моральными принципами, а именно: ученый должен стремиться к прогрессу знания, а художник должен выражать свои личные идеалы. С этой точки зрения, фашистские врачи имели полное право экспериментировать на узниках концентрационных лагерей, ведь наука свободна от моральных предписаний. Ложь и вред, заключенные в таком понимании свободы, очевидны.

См.: анархизм, логика, толерантность, художник.

СЕКТЫ. Религиозные или полурелигиозные общества, члены которых признают абсолютный авторитет руководителя секты, гуру — как эпистемический, так и деонтический. Секты возникают как внутри больших религиозных объединений (церквей), так и за их пределами, но они всегда одинаковы по своему характеру: проповеди гуру воспринимаются как божественные откровения, его повеления — как абсолютно обязательные и т. д. О том, насколько далеко это заходит, свидетельствуют многочисленные убийства и самоубийства, совершенные сектантами по приказу гуру. Таким образом, сектантство является опасным суеверием.

См.: гуру, религия.

<< | >>
Источник: Ю.  Бохеньский. Сто СУЕВЕРИЙ. Краткий философский словарь предрассудков. Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ   ГРУППА «ПРОГРЕСС» 1993. 1993

Еще по теме СВОБОДА:

  1. О РАЗГРАНИЧЕНИИ ТРУДОВЫХ ПРАВ, СВОБОД, ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВЕ НА ЗАЩИТУ
  2. б)              свободы и несвободы человека цивилизации
  3. Права и свободы человека и гражданина
  4. 10.3. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  5. Права и свободы человека и гражданина
  6. § 3. Ограничения свободы, неприкосновенности частной жизни человека
  7. Права и свободы человека
  8. § 2. Преступления против личных прав и свобод человека и гражданина
  9. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ ФОРМА И МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ СВОБОДЫ
  10. ДЕБАТЫ О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ И ОБ ОПУБЛИКОВАНИИ ПРОТОКОЛОВ СОСЛОВНОГО СОБРАНИЯ
  11. ХЕЛЛЕР Агнеш Свобода как высшая идея
  12. ХЕЛЛЕР Агнеш Свобода как высшая идея