К вопросу о гражданском обществе и государстве

Исмаилов Н. О.

Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир E-mail: nur.is.filos@yandex.ru

Согласно нашему пониманию справедливости гражданское общество и государство нельзя противопоставлять друг другу.

Гражданскому обществу можно противопоставлять только такое государство, которое изначально по своим целям и задачам не направлено на выражение общей воли своих граждан, воли и интересов всех социальных групп. Но госу­дарство, которое не заботится о выражении справедливых интересов своих граждан, не яв­ляется истинным государством по своему высокому предназначению.

Государство согласно справедливости изначально должно быть направлено на выраже­ние справедливых экономических, социальных и духовных потребностей и интересов своих граждан. То есть государство - это мы, конкретные люди, отдельные личности, и в справед­ливом обществе отдельные личности могут не противопоставлять себя государству, а, наоборот, осознавать и чувствовать себя как единое целое с государством.

В этом смысле государство как политическая организация, на наш взгляд, есть часть гражданского общества, т.е. государство есть наша организация, наша власть, которую мы избрали и наделили определенными полномочиями, функциями. Поэтому нельзя говорить, что в определённом случае перед нами - с одной стороны, государство, с другой стороны, гражданское общество, подразумевая, что они противостоят друг другу. Правда, так можно говорить, подразумевая, что государство есть часть гражданского общества.

Справедливое общество, на наш взгляд, по определению является гражданским и подра­зумевает справедливое государство как часть гражданского общества.

Гражданское общество можно трактовать как источник сопротивления возможному про­изволу правителей, т.е. если этот произвол будет иметь место в будущем в отношении уже существующего гражданского общества.

В случае, когда государство направлено на выражение справедливых интересов граждан не только в общественной, но и в частной жизни, именно государство следует рассматривать как главное условие реализации свободы личности.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме К вопросу о гражданском обществе и государстве:

  1. Социальная политика как направление государственной деятельности по регулированию социально-экономических вопросов и условий жизнедеятельности общества.
  2. 2.3. Гегель и марксизм о гражданском обществе
  3. 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  4. 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО(Н.И. Матузов)
  5. § 2. Преступления, посягающие на состояние защищенности личности, общества и государства от угроз общеопасного
  6. Государствам и сообществам навязываются ранее раскрученные наименования («открытое общество», «правовое государство», «демократия»), но все они призваны лишь завуалировать контроль за ними извне
  7. УЧЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  8. § 2. Гражданское общество и государство
  9. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине “Теория государства и права”
  10. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства
  11. 3. Гражданское общество и государство
  12. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства
  13. § 2. Общество и государство