<<
>>

28. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ «ГРОЗА»

Драма «Гроза» — вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Основная тема пьесы — борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями.

Город Калинов и его обитатели.

Город Калинов на Волге — собирательный образ волжских городов — хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и песня «Среди долины ровныя», которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский масштаб всему происходящему. Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше понять атмосферу жизни калинов- цев. Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления 'жителей города (эпизод с Феклу- шей). Состояние жизни в городе можно оценить как «предгрозовое» — пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни. Внешне же пока все выглядит спокойным.

Основной конфликт драмы — столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как- конфликт семейный — столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, почитаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху.

Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой — патриархальный уклад. Дикой — тип самодура,

Кабанова — символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций, но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отъезде мужа). Жизненная позиция Кулигина. Кулигин и Фек- луша — полярное понимание и отношение к нравам «темного царства». Варвара и Кудряш.

29. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.Н. ОСТРОВСКОГО (1823-1886)

Детские годы драматурга, проведенные в Замоскворечье. Учеба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром. Служба в Московском совестном суде (1843 г.) и в Московском коммерческом суде (1845 г.).

Периодизация творчества. 1. Ранний период творчества. Поиски пути. Влияние «натуральной школы». Островский — «Колумб Замоскворечья». Пьесы «Банкрот», «Свои люди — сочтемся!» 2. «Мос- квитянинский» период. Участие в кружке сотрудников «Москвитянина», журнала славянофильской ориентации Пьесы: «Не в свои сани не садись». «Бедность не порок». «Не гак живи, как хочется». 3. Предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьеса «Гроза». 4. Пореформенный период. «Беспри- Uданница». Сатирические пьесы, (^психологические драмы, истори- I ческие пьесы. Борьба за реформу I русского театра. Островский — і инициатор создания «Артистичес- . кого кружка» и «Общества русских I драматических писателей и опер- I ных композиторов».

29 (А). ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ

А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

f

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе — воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины — она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины — одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они — носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла «гроза».

Н А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», а Д.И.

Писарев -«полоумной мечтательницей». Ошибка Добролюбова в том, что он отделил Катерину от ее среды. Писарев не отрывает Катерину от ее мира, но отказывает ее образу в возвышенном, светлом значении.

65

Н.А. Добролюбов, «Луч света

30. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

И.А. ГОНЧАРОВА (1812-1891)

Место рождения — Симбирск. Влияние крестного отца, моряка, надворного советника Н.Н. Трегу- бова на развитие Гончарова Годы учебы на словесном факультете Московского университета. Служба цензором. Переезд в Петербург, начало литературной деятельности. Член литературного кружка Майковых. «Обыкновенная история» (печатается в «Современнике» в 1847г). Кругосветное плавание, впечатление о котором воплощается в книге очерков «Фрегат «Паллада» (1858). Служба цензором Петербургского цензурного комитета. Работа над романом «Обломов» (завершена в 1859г.). Пробы себя на поприще литературной критики (статья «Мильон терзаний»).

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 28. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ «ГРОЗА»:

  1. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАГОГО ТЕЛА И ПОРТРЕТ
  2. Сумароков
  3. А. С. Пушкин
  4. А. В. Кольцов
  5. М. Ю. Лермонтов
  6. Натуральная школа и проза начала 1850 х гг.
  7. А. Ф. Мерзляков как поэт
  8. Поэтический мир Тютчева
  9.   ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ТЮТЧЕВА 
  10. Характер языков. Поэзия и проза
  11. 28. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ «ГРОЗА»
  12. Г.А. ПУЧКОВАНЕРАВНОЦЕННЫЕ ЭТЮДЫ О КЛАССИКАХ
  13. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  14. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИ
  15. ОБ ИДЕЙНЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И МОТИВАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРЕДЕЛОК И ПОДДЕЛОК