<<

33. А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. «МАТРЕНИН ДВОР»

Рассказ написан в 1959 году, опубликован в 1964г. «Матренин двор» — автобиографическое произведение. «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» — рассказы, раскрывающие сознание простого, «природного» человека, однако между этими двумя героями большая разница (Иван Денисович - рассудительный, трезвый, но терпеливый и покорный, в общем, обычный человек со своими грехами: Матрена — человек не от мира сего, праведница).

Постепенное раскрытие характера героини Ее прошлое и настоящее. Ключевые слова при характеристике Матрены: бескорыстие. открытость, доброта, душевная красота, способность к глубоким, искренним переживаниям. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника», второй — «Матренин двор». Смысл , названия «дом»( двор») — символ ^человеческой жизни {которая протекала в этом доме), шире — символ России. Дом вместе с хозяйкой пережил две войны, рождение и смерть шестерых детей потерю мужа, который без вести пропал на войне. Дом окончательно разрушается со смертью хозяйки, и его забивают, словно гроб. Символический характер в рассказе носят также такие явления, как исчезновение у Матрены святой воды и страх Матрены перед железной дорогой (поезд олицетворяет враждебную крестьянству цивилизацию, власть механизмов над живой природой)

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). О военной поэзии А.Т. Твардовского — см. 11 класс, тема № 37.

Константин Симонов (1915- 1979). «Жди меня». Молитвенный тон стихотворений (как заклинание, повторяются слова «жди меня...»). Всю войну К. Симонов работал корреспондентом газеты «Красная звезда», он побывал на многих фронтах. Стихотворение «Убей!» — яростный призыв к мести, страстное желание победы. А. Ахматова. «Мужество». О военной лирике Ахматовой см 11 класс, тема № 13.

Тексты: лирика по выбору. Анализ и личное восприятие нескольких стихотворений.

35. проза о войне.

Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. См. 9 класс, тема № 56 и тема № 62

36.творчество а.т. твардовского

Главный герой лирики Твардовского — человек из народа. Манера Твардовского близка к народной — безыскусной, понятной широкому кругу читателей. Стихи 30-х годов («Сельская хроника») — уважительное отношение к людям, «восторженная и безграничная вера в колхозы». Настроение большинства стихотворений оптимистическое, жизнеутверждающее. Даже смерть не нарушает стройное течение жизни («Ивушка»). Не остаются незамеченными и негативные стороны коллективизации («Братья»), но оптимизм преобладает.

Фронтовая хроника (Твардовский принимал участие в финской и Великой Отечественной войне) — стихотворения, разнообразные по жанру: публицистические призывы («Бойцу Южного фронта»), сюжеты из жизни бойцов («Рассказ тан- I, киста», «Дом бойца»), картины сол- срдатского быта («Спичка», «Армей- I ский сапожник»), лирика («Две I строчки»). Основной мотив после- i военной лирики — долг живых пе- . ред мертвыми — сохранение па- I мяти о великих исторических со- I бытиях, о деле защиты родины, ко- I торому отдано множество жизней. ' «Я убит подо Ржевом» (1945-1946 I гг.) — повествование от имени пав- I шего воина — связь павших и жи- ¦ вых. Человек, который уничтожен I физически (от него не осталось | совершенно ничего), не исчезает і — он растворяется в природе и обретает бессмертие. Все то, что I продолжает волновать душу этого I бойца даже за порогом смерти — і и есть вечные ценности, утверж- ' даемые автором: любовь к роди- I не, любовь к жизни. I «Я знаю, никакой моей вины...»

(1966 г.) — память войны. Боль утраты, чувство вины и ответственности.

Цикл "Памяти матери» — переосмысление роли коллективизации и раскулачивания в судьбе страны. Трагический перелом, произошедший по причине этих событий в жизни миллионов русских людей.

Мотив внутреннего суда над собой и чувство неисполненного долга в сшх0Т800ениях цикла.

«Вся суть в одном единственном завете...» — утверждение независимости творческой личности.

Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

Поэма 'За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Главный герой поэмы, его боезои путь. Принципы построения сюжета поэмы. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. А. Т. Твардовский — редактор.

37. в. астафьев. «царь-рыба»

«Последний поклон» и «Царь- рыба» — многоплановые произведения писателя, в тематике их много общего. Мотивы трагического бессилия. Оценка писателем «событий бытия». Природа и человек. Два типа отношения к природе и природы к человеку(мифологическое одушевление природы и ее возмездие за безнравственность). Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу («Печальный детектив»). См также 9 класс, тема № 61

38. в.г. распутин.

«живи и помни»

9 класс. № 62.

<< |
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 33. А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. «МАТРЕНИН ДВОР»: