<<
>>

АКЦЕНТОЛОГИЯ. УДАРЕНИЕ

Акцентология (от лат. accentus — ударение и греч. logos — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий природу и функции ударения.

Акцентология рассматривает ударение с фонологической и морфологической точек зрения.

Фонологические аспекты акцентологии включают в себя:

  1. определение места ударного слога (может быть связанным (фиксированным) или свободным (разноместным); 2) установление фонологического типа ударения. По этому принципу различаются слогоакцентные (напр., русский, польский) и морфоакцентные (напр., древнегреческий) языки. Разграничиваются также моноакцентные и полиакцентные языки;
  1. определение фонетического типа ударения. С этой точки зрения выделяют квантитативное (выделение ударного слога длительностью), динамическое (выделение ударного слога интенсивностью), мелодическое, или музыкальное (выделение высотой тона), ударение.

Морфонологические аспекты акцентологии устанавливают:

  1. связь ударения с типом морфем или морфологических структур (основ и т. д.); 2) правила изменения ударения при изменении слова в пределах парадигмы (акцентная кривая).

Важнейшим разделом акцентологии является историческая (диахроническая) акцентология. Она позволяет реконструировать системы ударения языков и языковых семей, изучает акцентные изменения, происходящие в различные исторические эпохи. Основы русской акцентологии были заложены А. X. Востоковым (1831), который провел классификацию русских слов по типу ударения. А. А. Потебня ввел в описание русского ударения морфологические критерии.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным.

Как правило, в слове один ударный звук, остальные — безударные. Ударный гласный при произношении можно «тянуть», не искажая слова (водааа и воооды). В речевом потоке различается ударение словесное, фразовое, тактовое (синтагматическое), логическое.

Функция словесного ударения — объединять слоги в слово. Основной признак ударности в русском языке — это большая длительность и четкость гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов.

В отличие от языков, где ударение «прикреплено» к определенному слогу (начальному, срединному, предпоследнему, конечному) или к определенной части слова (основе, окончанию), в русском языке словесное ударение разноместное (или свободное), т. е. может стоять на любом по порядку слоге и любой части слова, например: дорого, дороже, дорогая и др.

С разноместностью русского ударения связана его способность различать звучание отдельных слов и форм, например: замок — замок, мука — мука, хлопок — хлопок, на- рёзатъ — нарезйть и др.

Разноместное ударение русского языка в одних категориях словоформ бывает неподвижным, т. е. при образовании грамматических форм остается на одном и том же месте, например: делает, делаю, делаешь, делать; книга, книги, кнйге, о книге и др. В других словах ударение может быть подвижным, т. е. при образовании разных грамматических форм слова переходит с одного слога на другой, с основы на окончание и наоборот, например: голова, голову, головы, голов и т. д.; могу, мджешъ и т. д.; смёл, смела, смело, смелы.

Многосложные слова могут иметь кроме основного побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова), например: профорганизация, агйтколлектйв, водопроницаемый и т. д.

В русском языке большая часть служебных слов не имеет ударения. Такие слова примыкают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой.

Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горё, на дому, без тетради, что он, как это. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклити- ками бывают обычно односложные частицы такой же, читал бы, вйдел ли.

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на люди, пбд руку, йз лесу, за нос, без вести, нё было.

Фонетически ударение может реализоваться путем повышения интенсивности ударного слога, достигаемого увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха (силовое ударение); путем изменения высоты голосового тона (музыкальное ударение); путем удлинения звука (количественное ударение). Самое распространенное — силовое ударение (в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и многих других языках). Музыкальное ударение известно целому ряду языков (литовскому, сербскому, скандинавским, бирманским, вьетнамскому, китайскому, японскому и др.). Количественное ударение в чистом виде, вероятно, не встречается, но признак длительности играет важную роль в реализации других его типов. Так, в русском языке ударный слог выделяется прежде всего большей длительностью по сравнению с неударными, которые могут не отличаться от ударного по интенсивности. Поэтому русские, слыша, например, долгие гласные чешского языка, воспринимают их как ударные (в словах типа dovesti — «довести», motyl — «бабочка»), хотя реально ударение в чешском языке всегда на первом слоге. В тех языках, где признак длительности характеризует сами гласные фонемы, этот признак не используется для реализации, ударения, но долгие гласные неударных слогов отличаются по длительности от долгих гласных ударного слога.

Как мы знаем, в русском языке ударение именно силовое (ударный гласный звучит громче, чем остальные). Но, как ни удивительно, ударный слог не всегда самый сильный в слове. Так, в словах палй, полы громче произносится безударный гласный. Как показали исследования, у каждого гласного свой порог громкости, преодолев который гласный становится ударным. В слове пали звук [а] сильнее звука [и], но [а] не дошло до своего порога ударности, а [и] превысило свой порог. Однако главное отличие данных звуков заключается в длительности (так, ударный гласный в 1,5 раза длиннее гласного первого предударного слога). Кроме того, ударные и безударные гласные обладают различным тембром.

<< | >>
Источник: Николай Владимирович Адамчик. Самый полный курс русского языка / Авт. Н.              В. Адамчик. — Минск: Харвест,2008. — 848 с.. 2008

Еще по теме АКЦЕНТОЛОГИЯ. УДАРЕНИЕ:

  1. 2.6. Виды норм
  2. | И. М. Тронский\ ОБ ОДНОМ РИТМИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА[356]
  3. Ф. де Соссюр ЛИТОВСКАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ[409]
  4. Особенности русского ударения
  5. Суперсегментная фонетика.
  6. АКЦЕНТОЛОГИЯ. УДАРЕНИЕ
  7. Грамматическая функция и русское ударение
  8. СОКРАЩЕНИЯ
  9. НОРМЫ УДАРЕНИЯ
  10. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УДАРЕНИИ
  11. ПО РАЗДЕЛУ «УДАРЕНИЕ»[1]
  12. Предментый указатель
  13. ФОНЕТИКА ГРАФИКА ОРФОЭПИЯ АКЦЕНТОЛОГИЯ