ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

3.1. Понятие ораторского искусства

Общее понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка, или два способа (уровня) владения им: правильность и речевое мастерство. Владение словом является составной частью общей культуры человека.

«Для интеллигентного человека, – отмечал А.П. Чехов, – дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» .

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат кропотливого обучения . Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? В чем секреты публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными? Как вести полемику, чтобы убедить собеседника в своей правоте? Как строить деловое общение? Ответ на эти и другие вопросы дает риторика – наука о законах публичной речи, о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи».

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское «красноречие». Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» .

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффективность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Само понятие «ораторское искусство» также имеет несколько значений: это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом; это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное толкование этого понятия было принято еще в античные времена.

Риторика рассматривалась и как особый жанр литературы (только в устной форме), и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» .

Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» .

В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем: «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других» .

М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «… красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» .

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов, А.Ф. Мерзляков, В.Г. Белинский, А.Ф. Кони и др.). Однако понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Г.З. Апресян, например, анализирует, что есть общее и различное в поэзии, драматургии, актерском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что применительно к красноречию понятие «искусство», если и не совсем условно, все же требует ряда оговорок принципиального значения .

Некоторые исследователи риторики подчеркивают тесную связь ораторского искусства с наукой. Еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» определял риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.

Ораторское искусство с полным основанием может рассматриваться как наука.

Во первых, оно опирается на открытия и достижения всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их. Во вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах. В третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.

В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя философский, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации). Неориторика занимается поиском путей практического применения данных лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Ее цель – определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Все это реализуется в рамках нескольких направлений: публичное выступление, полемика, деловое общение и др.

В риторике существует несколько жанров, соотносимых с различными сферами человеческой деятельности, внутри каждого из них выделяются отдельные виды речей и полемических диалогов (полилогов):

• академический – лекция, доклад на конференции, симпозиуме, научное сообщение, дискуссия;

• бытовой – юбилейная, поздравительная речь (тост), надгробное слово;

• военно патриотический – обращения полководцев к солдатам, беседы с ними, военные приказы;

• дипломатический – парламентская речь, доклады государственных деятелей, переговоры;

• духовный (церковно богословский) – проповеди священнослужителей, беседы, исповеди;

• педагогический – рассказ и объяснение учителя, устные рассказы детей;

• политический – политическая речь, политический доклад, агитационная и митинговая речь, предвыборные дебаты;

• социальный – рекламная речь, информация в СМИ;

• судебно правовой – защитительная и обвинительная речи (адвоката и прокурора соответственно);

• внутренняя речь – мысленная подготовка устного или письменного высказывания, воспоминания, мечты, диалоги с самим собой.

<< | >>
Источник: Алмазова А.А.. Русский язык и культура речи: учебное пособие. 2005

Еще по теме 3.1. Понятие ораторского искусства:

  1. Тест о ваших способностях к ораторскому искусству
  2. 2.1. Понятие культуры речи
  3. 3.1. Понятие ораторского искусства
  4. 3.4. Приемы и методы изложения материала
  5. 8.4. Слагаемые ораторского искусства
  6. 8.5. Психология в ораторском искусстве
  7. 8.6. Особенности психологии ораторского труда
  8. ГЛАВА 5Основы ораторского искусства
  9. Понятие об ораторском искусстве
  10. Контрольные вопросы и задания
  11. Часть 2. Основы ораторского искусства
  12. Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали
  13. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ДИССЕРТАЦИЯ)
  14. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ)
  15. Аргументирование в ораторском искусстве
  16. 51 Ораторская речь. Роли и виды ОР. Оценка современного политическо-ораторского искусства.
  17. РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»)
  18. 67. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
  19. ГЛАВА V. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
  20. 1. Понятие ораторского искусства