<<
>>

Г л а в а 2ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Тележурналистам приходится учитывать в планировании своей работы то обстоятельство, что их аудитория изменяется в течение суток. Так, женщины доминируют перед экраном телевизора утром и в середине рабочего дня. Поздно вечером, после итогового выпуска новостей, главной телеаудиторией становится взрослая молодежь. Вот почему телевизионные менеджеры регулярно составляют цикл программ, так называемый dayparts, который идентифицирует их виды в соответствии с преобладанием той или иной аудитории перед экраноми телевизора.

Согласно этому циклу, с 5 утра доминируют женщины и дети, которые еще не ходят в школу. Поэтому в телепрограмму включают оперативные известия, подобно программе “Сегодня”, чтобы “модернизировать” зрителей, настроить их на рабочий лад. Детям показывают мультфильмы.

С 9 утра до 16 часов, когда перед экраном телевизора доминируют женщины-домохозяйки и пожилые люди, демонстрируются, главным образом, “мыльные оперы” и ток-шоу.

С 16 до 19 часов доминирует мужская аудитория. Для них транслируют спортивные и интеллектуальные игры, а также выпуски общенациональных новостей.

С 19 до 20 часов в эфир каналов идут в основном показы телевикторин с розыгрышем дешевых призов, поскольку интерес к телевидению в этот период спадает.

С 20 до 23 часов — время, когда перед экранами телевизоров доминируют рабочие и студенты. Это время вызывает наибольшую конкурентную борьбу среди рекламодателей. Транслируются преимущественно выпуски новостей, сериалы и кинофильмы.

С 23.00 до 23. 30 — “время последних известий”. В эфир региональных телестанций идут местные новости, к которым добавляют известия со всей страны. Этот промежуток времени приносит телестанциям существенную долю доходов от рекламы.

С 23. 30 до 5 утра доминируют люди, страдающие бессонницей. Для них транслируют ток-шоу и кино.

По уик-эндам ранним утром демонстрируют мультипликационные сериалы, так как в это время просыпаются дети.

Спортивные состязания транслируют в основном по выходным в полдень.

Что же касается выпусков телевизионных новостей, или, как их еще шутливо называют на профессиональном языке, “говорящие головы”, то следует отметить, что они имеют специфику, которая трансформировалась в течение пяти десятилетий.

Первые программы теленовостей появились в США в 1947 году на канале Си-Би-Эс (она называлась “Новости с Дугласом Эдвардсом”) и на Эн-Би-Си (“Караван Новостей Верблюда”, ведущий — Джон Камерон Свейз). Эти 15-минутные вечерние программы основывались исключительно на сообщениях Ассошиэйтед Пресс (АП) и Юнайтед Пресс Интернэшнл (ЮПИ). В качестве изобразительного ряда использовались документальные фильмы и кинохроника, предоставленные этими компаниями.

В последующие пять лет телеканалы организовали собственные штаты репортеров и отказались от фотогеничного, но предсказуемого освещения событий, подобно спускам на воду пассажирского лайнера или конкурсам красоты. Репортеры новостей сосредоточили внимание на общественных проблемах.

В 1963 году вечерние выпуски новостей расширили до 30 минут. Самыми популярными ведущими были Дэвид Бринкли (Эн-Би-Си) и Уолтер Кронкит (Си-Би-Эс). Когда в 1981 году Уолтер Кронкит ушел на пенсию, опросы общественного мнения показали, что он был человеком, которому больше всего доверяли американцы. Этот рейтинг явился лишним доказательством того, насколько важными стали телевизионные выпуски новостей.

Хотя первоначально выпуски теленовостей являлись отнюдь не рентабельной отраслью, журналисты и менеджеры считали их “благородным бременем”. Потенциал этого “благородного бремени” блистательно продемонстрировали в 1951 году продюсер Фред Фрэндли и репортер Эдвард Мюрроу, создавшие еженедельную познавательную программу “Смотри сейчас”, в которой правдиво рассказали об истеричных обвинениях сенатора Джозефа Маккарти, о лживости его антикоммунистических бредней. С начала 1980-х выпуски новостей привлекали все больше зрителей. Соответственно возросло количество рекламодателей. Выпуски новостей стали основным источником прибыли для корпораций и региональных телестанций.

Со второй половины 1950-х годов отделы теленовостей начали снимать собственные документальные фильмы продолжительностью в среднем 10 минут освещающих острейшие социально-политических проблемы современности. Лучшими среди них считаются фильмы Джорджа Фрэндли и Ричарда Мюрроу:

“Урожай позора” (1960 год) об акциях протеста американских рабочих, чьи нужды игнорировались правящими кругами;

“Продажа Пентагона” (1971 год), посвященного беспринципной “пиаровской” политике Министерства обороны США;

“Бесчисленный враг: вьетнамский обман” (1982 год) о том, как фальсифицированные сообщения военной разведки и СМИ спровоцировали “грязную войну” во Вьетнаме.

В начале 1980-х годов корпорации “большой тройки” и их филиалы утратили интерес к созданию документальных фильмов, в которых отсутствовал элемент развлечений. Проблемы, исследуемые ранее документальной тележурналистикой, были отнесены к сфере тележурналов “60 минут” и “20 на 20”.

Традиционные документальные фильмы производила лишь некоммерческая телестанция Пи-Би-Эс.

Жанр документального телефильма возродился в 1988 году, когда забастовка двадцати двух лучших сценаристов лишила их работы на студиях Голливуда. Телестанции приобщили этих людей к сотрудничеству. Снятые ими фильмы, продолжительностью в среднем 52 минуты, были основаны на нестандартных темах и внезапно привлекли внимание большого количества зрителей. Например, фильм Конни Чунга “Испуганный бесполый”, посвященный проблемам, связанным с распространением СПИДа, выиграл 30 рейтинговых очков (это подразумевало, что 30 % телевизоров во всей стране были настроены именно на этот канал). Фильм Деборы Норвилл “Плохие девочки”, посвященный жизни в тюрьме молодых женщин-заключенных, имел 29 очков. Еще один фильм Конни Чунга “Жизнь в Жирном переулке” — о пользе диеты и физических упражнений — имел 28 очков.

Тем не менее, основной упор на современном американском телевидении делается на производстве качественных новостных программ. Связанный с ними престиж заставил корпорации “большой тройки” подчеркивать собственную марку в названиях передач, например, “Мировые новости Эй-Би-Си. Сегодня вечером”, “Вечерние новости Си-Би-Эс”. Если поступают сенсационные новости из регионов, где корпорации не имеют собственных корреспондентов, видеозапись покупается у свободных “уланов” журналистики — местных репортеров — и даже у любителей.

Телевидение Западной Европы также отличается множеством высококачественных новостных программ. Для примера рассмотрим подробнее особенности функционирования английской программы утренних новостей “С добрым утром, Британия!”.

Утренняя программа новостей “С добрым утром, Британия!” в течение двух десятилетий умудряется прочно удерживать внимание 13 миллионов телезрителей Соединенного Королевства. Это почти вдвое больше, чем у аналогичной программы, выпускаемой британской телерадиокорпорацией Би-Би-Си.

Телекомпания “ТВ-Эй Эм” (в переводе “ТВ-утро”), которая транслирует “С добрым утром, Британия!”, ничем другим, кроме данной передачи, не занимается: в 9 часов 25 минут утра, пробыв в эфире 3 часа 25 минут, она прекращает работу до следующего дня. Если в первые два года своего существования “ТВ-Эй Эм” понесла убытки на общую сумму в 21 млн фунтов стерлингов, то сейчас ее ежегодная прибыль составляет 7—8 млн фунтов при общем обороте компании в 40 млн фунтов.

Популярность новостной программы обеспечивается множеством факторов. Например, продюсеры компании просят ведущих передачи одеваться поярче, так как психологические исследования телеаудитории свидетельствуют: людям, вставшим с постели, хочется видеть что-нибудь радующее глаз, а не серое и безликое, будь то погода или внешность диктора.

Популярность ведущей “С добрым утром, Британия!” Энн Дайамонд также обусловлена, если цитировать отзывы зрителей дословно, тем, что “у нее лицо сердцевидной формы, оно как бы светится изнутри”. Здесь, как видим, срабатывает главный телевизионный принцип — ведущий своей внешностью должен располагать к себе аудиторию, завоевать ее доверие. Поэтому не случайным выглядит откровение Стивена Бардена, одного из руководителей ТВ-Эй Эм, о том , что “телевидение в очень значи-тельной степени держится на персоналиях, на личностях”.

Как и на американских телестанциях, формирование содержания “С добрым утром, Британия!” осуществляется по продуманной схеме, которая постоянно проверяется различными опросами, социологическими и психологическими исследованиями.

Эти исследования подтверждают: зрительская аудитория непрерывно меняется в те часы, когда программа идет в эфир.

Период с 6 до 7 утра — это время, когда у телеэкранов собирается немало деловых людей: служащие различных государственных учреждений и банков, страховых компаний, директора фирм и т. д. Поэтому в программу включен раздел “Денежные дела” — сводка новостей и комментарии о ситуации на биржах, о курсах иностранных валют и т. п.

С 7 до 8 часов утра телевизор смотрят дети школьного и детсадовского возраста: в это время их собирают в сад или школу. Поэтому в программу включаются мультфильмы. Появляется также специальный раздел “Попшот снэпшотс” (“Парад моментальных снимков”). В нем показывают некоторые из присылаемых в студию фотографий детей, справляющих в этот день свой день рождения. Снимок — называется имя ребенка, сообщается, сколько ему исполнилось, где он живет, — следующий снимок... Этот бесхитростный раздел обеспечивает “ТВ-Эй Эм” немало дополнительных зрителей.

После 9 часов, когда мужья отправились на работу, а дети в школу, “С добрым утром, Британия!” смотрят в основном женщины, для которых передают, в частности, новости из мира моды.

Общественно-политические и социально-экономические новости на шесть бюллетеней, которые передаются каждые полчаса, последний — в 8.30. Их продолжительсть — от 5 до 10 минут. Есть бюллетень и в 9 утра, но он включает в себя лишь простое перечисление новостей без каких-либо подробностей и анализа.

По сравнению с динамичными американскими новостными программами “С добрым утром, Британия!” значительно проигрывает. Предпочтение в ней отдается дикторскому тексту, а не видеорепортажам с места события. Это связано, в первую очередь, с финансовыми трудностями — “Ти-Эй Эм” не может позволить себе, подобно Си-Эн-Эн Теда Тернера, гонять телерепортеров по всему миру.

Кроме того, передача новостей, показанная в 6. 30, практически не отличается от той, что показывается в 7.30. Это связано с тем, что, во-первых, аудитория постоянно меняется, а значит, один зритель навряд ли увидит два новостных выпуска подряд. Во-вторых, финансовые ресурсы не позволяют компании давать в один и тот же день на одну и ту же тему разные сюжеты, в отличие от американского телевидения, которое может себе такое позволить.

Как бы то ни было, но человек, отправляясь из дома на работу после ознакомления с программой “С добрым утром, Британия!”, получит достаточное представление о том, что важного творится на Британских островах и вообще в мире. Кроме того, он услышит готовый экспресс-анализ этих событий, так как два новостных бюллетеня дополняются интервью или беседой ведущего программы в студии в прямом эфире с известным политиком или руководителем общественной организации, с модной “поп-звездой” или авторитетным театральным критиком, в общем, с тем, кого хорошо знают и чье мнение по тому или иному событию, только что отраженному в бюллетене новостей, представит интерес для аудитории.

Если событие крупное, то бюллетень новостей и следующие за ним интервью расширяются по времени, вытесняя с экрана регулярные разделы. В таких ситуациях многое зависит от ведущих, от их способности быстро увидеть суть события и соответствующим образом построить свою беседу с теми, кто приглашен в студию в качестве эксперта. Например, 12 сентября 2001 года, наутро после совершения беспрецедентных террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, ведущие программы “С Добрым утром, Британия!” пригласили для обсуждения новости с десяток человек, включая министра иностранных дел, лидера оппозиции в палате общин, группу специалистов по военным вопросам и солидных политических обозревателей. Времени на подготовку интервью с ними практически не было, поэтому успех программы всецело оказался заслугой ведущих, которые с блеском провели беседу в прямом эфире.

В передаче “С добрым утром, Британия!”, как и на других английских телеканалах, практикуются короткие интервью, максимум — 10 минут. От ведущего и его собеседника требуются быстрота реакции, немногословность, точность в выражении своих мыслей и, само собой, способность говорить не “экая”. Поэтому косноязычие на британском телеэкране — крайняя редкость. Если оно обнаружится — в том ли, кто приглашен на интервью, или в том, кто ведет его, — можно быть уверенным: этого человека больше никогда не посадят перед телекамерой.

Еще одно важное правило зарубежного телевидения — дикторы не должны смотреть в текст, лежащий на столе. Диктор читает текст со специального оптического устройства, позволяющего смотреть прямо в объектив телекамеры. Благодаря этому у телезрителя складывается впечатление, будто диктор ведет с ним непринужденную беседу, только ему одному и доверяя рассказ о последних новостях. Такое оптическое устройство — важный элемент стимулирования у зрителя доверия к ведущим программы, а значит, и к тому, что ведущие говорят.

Еще одна важная особенность передачи “С добрым утром, Британия!” заключается в том, что программа в значительной мере “работает на звук”. Человек, собираясь утром на работу, не в состоянии непрерывно смотреть на экран: то он в ванной, то готовит гренки к утреннему чаю. Телевизор, однако, все это время включен, и, чтобы привлечь внимание зрителя, акцент делается не на иллюстративной “картинке”, а на умении ведущих вести интересную беседу с приглашенным в студию гостем либо вести непринужденный рассказ о последних событиях в мире.

И, наконец, еще двумя важными “компонентами” программы “С добрым утром, Британия!” является небольшая физкультурная разминка, 3—4 минуты, с простыми упражнениями и ритмичной музыкой, а также 2—3 заставки с поп-музыкой.

В качестве еще одного примера высококонкурентоспособного новостного телевидения можно привести канал “Евроньюс”.

Он был основан по настоянию Европейского Совета по средствам массовой информации, руководство которого еще в 1988 году выразило озабоченность тем, что “Старый Свет смотрит на мир исключительно глазами американцев”, что Европейский Союз не имеет альтернативных источников информации о событиях в мире. В 1991 году Европейский Парламент одобрил решение о создании общеевропейского телеканала новостей со штаб-квартирой во французском городе Лион.

Первые годы “Евроньюс” являлось убыточным предприятием. Потребовалось десятилетие упорного труда журналистов и непрерывных финансовых инвестиций для того, чтобы на пороге ХХІ века “Евроньюс” стал не только самым популярным информационным каналом в Европе, но и начал приносить прибыль.

Как утверждают сами руководители “Евроньюс”, причина успеха их канала заключается в том, что он работает не просто быстро, а очень быстро — т. е. соответствует ритмам современности. Технология функционирования телеканала отличается высокой степенью мобильности. “Евроньюс” работает в режиме “24—7—365”: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Инфраструктура канала довольно проста. Его главным отделом является “ньюс рум” (“комната новостей”). Сюда поступают новостные сюжеты от главных партнеров “Евроньюс” — информационных агентств Ви-Ти-Эн и Рейтер, корпорации Европейский Радиовещательный Союз, а также от собственных корреспондентов, находящихся в разных точках планеты. Возглавляет “ньюс рум” главный редактор, которому подчиняется дежурный редактор. Они решают, какая из поступивших новостей наиболее актуальна в данную минуту и, соответственно, заслуживает права на эфир. Как только решение принято, за работу берутся журналистские бригады из 5 человек, которые пишут комментарии на том языке, чью страну они представляют. Благодаря этому тексты новостей, которые звучат спустя несколько часов где-нибудь в Германии, Италии или России, не похожи, как близнецы, а имеют ярко выраженный национально-языковой колорит.

О высокой репутации телеканала “Евроньюс” позволяет судить то обстоятельство, что его трансляция на территории того или иного государства Центральной и Восточной Европы обычно рассматривается как важный шаг к интеграции в европейское информационное и политическое пространство. И хотя важность новостных программ не подлежит сомнению, бюджет современного зарубежного телевидения формируется главным образом от продажи рекламного времени в развлекательных передачах.

С конца 1950-х годов в качестве таковых использовали киноверсии популярных радиопрограмм, главным образом, комедий и мюзиклов. Раннему периоду телевидения были характерны показы комедий в прямом эфире. Лучшей развлекательной передачей подобного рода считается телевизионная комедия “Я люблю Люси”, представленная в 1951 году в прямом эфире. Фильм снимался большим количеством камер с разных точек. Редакторы комедии выбрали ракурсы, благодаря которым исполнители выглядели наилучшим образом. Таким образом, ответственность за то, что выходило в эфир, переместилась от актеров и режиссера к редакторам. А запись комедии на пленку дала возможность создания кинотеки телеканала. Спустя четыре десятилетия кинотека была издана на видео для продажи и повторных показов.

“Я люблю Люси” ознаменовала также изменение статуса Голливуда. Поскольку Дейзи Армаз и Люси Болл (актеры, игравшие роли главных героев комедии) хотели остаться в Калифорнии, они отказались переезжать в Нью-Йорк, где планировалось снять продолжение картины. Тогда комедийный сериал продолжили в Лос-Анджелесе. Постепенно здесь начали производить большинство развлекательных программ и телевизионных комедий. Благодаря этому обстоятельству Голливуд стал центром не только американской кино-, но и телеиндустрии.

Популярность развлекательных программ трансформировалась в соответствии с изменениями умонастроений в обществе. Так, в 1950-х годах необычайным успехом у широкой зрительской аудитории пользовались телевизионные фильмы в жанре “вестерн”. Благородного ковбоя с револьвером в руке в 1960-е годы на телеэкране сменил благородный полицейский с пистолетом “питон” в руке. В 1970-е годы теленовеллы о полицейских были вытеснены с телеэкрана интеллектуальными викторинами.

Популярным комедийным телесериалом 1950-х являлся “Отец знает лучше всего”, 1960-х—“Все в семействе”, 1970-х—“Золотые девчонки”, 1980-х—“Семейные связи”, 1990-х—“Альф”. Их отличительной чертой являлись обязательный закадровый смех и драматургическая борьба хорошего с наилучшим.

Последнее обстоятельство, роднящее современный американский кинематограф и западноевропейское телевидение с лучшими образцами советского соцреализма, объясняется тем, что до середины 1990-х годов вульгарные шутки и откровенные сцены были запрещены для демонстрации на телеэкране. Излишняя творческая раскованность создателей телепередач была чревата потерей телестанцией лицензии на вещание.

Каждая корпорация, по настоянию Федеральной комиссии по коммуникациям, имела цензурный Отдел Стандартов для рассмотрения всех развлекательных программ и передач на предмет их благопристойности. Так, цензоры из Отдела Стандартов на Си-Би-Эс в 1960-х годах настаивали на том, чтобы Дик Грабит и Лаура Петри (главные герои эротической комедии “Шоу Дика Ван Дика”) спали в разных кроватях и непременно в пижамах. Цензоры Эн-Би-Си даже запретили к показу комедию “Братья-душители” за насмешки в адрес американской военщины и лично президента Линдона Джонсона.

В 1980-х годах, когда к власти в США пришла администрация Рональда Рейгана, а в странах Западной Европы — Гельмут Коль, Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттеран, госконтроль над работой телевидения был значительно ослаблен. Обществе развитых стран мира стало более терпимым к вульгарности и распущенности телеведущих. Региональные телестанции начали создавать программы, на которые никогда не отваживались бы журналисты корпораций “большой тройки”. Это были программы о наиболее кровавых преступлениях и самых известных садистах-маньяках, вроде “Самый разыскиваемый в Америке”, а также откровенно низкосортные ток-шоу, в которых речь телеведущих изобиловала “туалетными” шутками. Телевизионные критики назвали такие программы “Бульварной журналистикой” и “Телевидение-хлам”.

Но так как программы подобного рода завоевывали все большую аудиторию, корпорации “большой тройки” по примеру региональных станций также приступили к переоценке ранее незыблемых стандартов. Так как популярностью среди телезрителей пользовались те программы, которые цензоры из Отдела Стандартов не одобрили бы, то Си-Би-Эс, Эй-Би-Си и Эн-Би-Си существенно сократила штат сотрудников этих отделов и значительно урезала их функции.

Еще один сокрушительный удар телевизионной цензуре был нанесен в 1988 году, когда Эн-Би-Си показала цикл передач Геральдо Ривьеры, посвященных современному сатанизму. В передачах демонстрировались ритуальные кровопускания и питье человеческой крови, сцены расчленения трупов, кровавых оргий и даже педофилии. Рейтинги передач были чрезвычайно высоки. После демонстрации передач Геральдо Ривьеры требования блюстителей общественной нравственности к качеству телепередач настолько либерализировались, что отныне главным героям любовных комедий уже не надо было спать на экране в отдельных кроватях и в пижаме.

Начало 1990-х годов еще больше либерализировало содержание теленовостей и передач. Можно вспомнить, что в 1993 году в “качественной” печати впервые слово “пенис” было не только открыто упомянуто, но и вынесено в заголовок на первую полосу “Нью-Йорк таймс” и “США сегодня” (это было связано с сенсационным инцидентом в Лос-Анджелесе, когда одна женщина отрезала вышеупомянутый орган своему мужу, которого обвинила в сексуальных домогательствах).

Поэтому не случайно наиболее популярными телеведущими 1990-х годов стали люди, которые не отличались привлекательной внешностью, но обладали большой душевной раскованностью и, вместе с тем, чувством меры и такта, умением задавать каверзные вопросы, спорить с самым авторитетным собеседником и не краснеть при обсуждении интимных проблем.

В качестве таковых первой следует упомянуть Опру Уин-фри — самую высокооплачиваемую телеведущую в мире. Согласно оценкам журнала “Форбс”, только в 1997 году она заработала 104 млн долл.. В целом ее состояние оценивается в 200 млн долл.. Ток-шоу Опры Уинфри было признано лучшим в течение 11 сезонов и награждено 30 премиями “Эмми”.

Первую телевизионную работу Опра получила в 1973 г. в возрасте 19 лет. Спустя три года ее пригласили вести в Балтиморе ток-шоу “Люди говорят”. В 1984 г. она переехала в Чикаго, где вела ток-шоу “Эй Эм Чикаго”. В 1985 г. она сыграла в фильме Стивена Спилберга “Цвет — лиловый” и получила премию “Оскар” в номинации “За лучшее исполнение второстепенной роли”. В 1986 г. шоу “Эй Эм Чикаго” стало выходить под названием “Шоу Опры Уинфри”. В 1998 г. техасские скотоводы подали в суд на Уинфри, заявив, будто она наносит ущерб мясной промышленности, рассказывая в своих шоу о болезни “коровьего бешенства”. Опра выиграла процесс.

Второе место во всемирном рейтинге самых высокооплачиваемых телеведущих занимает Джерри Спрингер. Его часовое “Джерри Спрингер шоу” выходит с 1991 года и демонстрируется в 30 странах. В молодости Джерри Спрингер мечтал сделать карьеру политика. Он принимал активное участие в избирательной кампании сенатора Роберта Фицджеральда Кеннеди, а в 1971 году в возрасте 33 лет стал самым молодым в США мэром. К 50 годам он распрощался с мечтами сделать карьеру политика и ушел на телевидение делать карьеру ведущего. В этом начинании он значительно преуспел. Секрет успеха “Джерри Спрингер шоу” заключается в том, что половина эпизодов заканчивается драками и скандалами, затеваемыми присутствующими в зале зрителями. Поэтому на съемках эпизодов присутствует несколько охранников. Гости программы подписывают обязательство в случае, если солгут, уплатить стоимость выпуска, которая равняется 80 тыс. долл. Неоднократно имели место случае, когда Джерри Спрингер в прямом эфире знакомил какую-либо домохозяйку с любовницей ее мужа и задавал при этом наивный вопрос: “Что бы вы хотели сейчас сказать этой женщине?” В завязавшейся после этого потасовке часто доставалось и ведущему. В 1996 году Спрингер подписал контракт на продление шоу еще на 6 лет, а к 1997 году “Джерри Спрингер шоу” приобрело такую популярность, что начало выходить в эфир дважды в неделю.

Самым высокооплачиваемым телекорреспондентом 1990-х годов считалась Кристиан Эманпур, дочь французских эмигрантов. В 1998 году она подписала контракт на 2 млн долл. с Эн-Би-Си, на 1,5 млн долл. — с Си-Эн-Эн, на 0,5 млн долл. — с программой Си-Би-Эс “60 минут”. Она сделала себе имя, будучи фронтовым корреспондентом Си-Эн-Эн и Си-Би-Эс, на репортажах из Боснии и с театра военных действий в Персидском заливе.

Самым популярным телеведущим 1990-х годов в Германии считался Томас Готтшальк. В своем шоу “Спорим, что...” он предлагал приглашенным знаменитостям заключить пари с желающим поставить тот или иной рекорд. В 1997 году ток-шоу смотрели 71 млн телезрителей.

Самым популярным телеведущим Нидерландов считался Хенни Гюйсман. В своем “Шоу сюрпризов” он рассказывал о том, как сбываются человеческие мечты. Гюйсман начинал карьеру диск-жокеем, затем выступил на телевидении с программой “Пародийное шоу”, участники которого копировали своих любимых артистов.

Самым популярным телеведущим Франции считался ведущий новостей Патрик Пуавр д"Арвор. Его передачи смотрели 15 млн телезрителей. В апреле 1996 г. он стал жертвой известного бельгийского критика общественного порядка Ноэля Годэна по прозвищу “Л"Антерте” (“Пирожник”), известного тем, что он забрасывает тортами богатых и знаменитых людей. Годэн швырнул в Патрика тортом (в марте 1998 г. Годэн повторил этот фокус с Билли Гейтсом).

Самой популярной телеведущей Великобритании являлась Силлу Блэк. С 1984 г. ее программу “Свидание вслепую” ежедневно смотрели 9 млн человек. В 1997 г. за выдающийся вклад в индустрию развлечений Силлу Блэк наградили орденом Британской империи.

Самым популярным телеведущим Великобритании считался Майкл Эспел. Его программу “Это ваша жизнь”, посвященную карьере знаменитостей, смотрели 10 млн человек.

Самым популярным телеведущим Японии являлся Джордж Токоро. Он регулярно вел два шоу. В ходе первого шоу Токоро и его гости пробовали знаменитые местные блюда из разных японских деревень. Второе шоу было посвящено описанию исторических достопримечательностей. Кроме того, Джордж Токоро известен как комический актер и певец. Он часто снимался в рекламных роликах.

Однако астрономические гонорары популярных телеведущих не могут скрыть от пытливого взгляда исследователя одну из главнейших проблем СМИ во всем мире. Эту многогранную проблему можно сформулировать следующим образом: чрезмерная коммерциализация зачастую ведет к обеднению содержания. Для многих популярных журналистов их профессия становится не столько жизненным призванием и служением общественному долгу, сколько способом зарабатывания денег. В результате электронные СМИ отражают не реальную картину действительности, а создают искаженный образ, воспроизводят, зачастую с помощью средств художественного творчества, своего рода “параллельную реальность”.

Популярность таких американских передач, как ток-шоу “Группа Мак-Лафлина” или программа “Капитал” зиждется на бурных дебатах, которые происходят во время эфира. За выступление в этих передачах такие журналисты, как Джек Джермон или Кларенс Пейдж, получают 5 тыс. долл.. В действительности “спонтанные дебаты” в ток-шоу репетируются, а вопросы оговариваются заранее. Участники передач до “прямого эфира” согласовывают свои ответы и реакции. В итоге во время трансляции участники проявляют свои актерские способности, а не журналистские. На долю же телезрителя выпадает лицезрение театрального действа, а не объективной информационной программы, о чем, впрочем, он не догадывается.

Зачастую само по себе участие в ток-шоу не представляет для журналиста очевидной финансовой выгоды — он может заработать каких-то пару сотен долларов. Но удачное выступление на телевидении обернется в скором времени приглашением выступить, например, на съезде Ассоциации производителей бакалейных изделий — здесь гонорар исчисляется уже десятками тысяч долларов. Так, популярные тележурналисты Сэм Дональдсон или Кокки Робертс получали за подобные выступления 30 тыс. долл.

В свое время Кокки Робертс завоевала популярность ведением телерепортажей из Сената США. О ней писали, что она расчистила путь женщинам-журналистам туда, где прежде работали только мужчины. Однако возникло опасение, что подобные выступления могут использоваться лоббистами тех или иных промышленных групп в своих целях. Не случайно в 1999 году корпорация Эй-Би-Си запретила своим корреспондентам впредь выступать на мероприятиях подобного рода.

Знаменитый корреспондент Боб Вудворт, который в 1974 году вместе со своим другом и коллегой Карлом Бернстайном предал огласке “Дело Уотергейта”, заявил в своей книге “Удар по прессе”, что современная журналистика стала частью правящей элиты и, как следствие, “притупила перья”. Тревожным симптомом, с его точки зрения, является тот факт, что если 30 лет назад журналистами становились дети полицейских и водопроводчиков, то ныне в журналистику идут дети преуспевающих адвокатов и врачей.

Пребывание в журналистской элите, желание удержаться в ней любой ценой зачастую приводит к использованию недозволенных приемов. Характерным в этой связи является пример комментатора газеты “Вашингтон пост” Джорджа Уилла. Во время избирательной президентской кампании 1980 года Уилл помог подготовиться Рональду Рейгану к теледебатам, зная, что основывается на документах, которые были похищены из предвыборного штаба Джимми Картера. Сам Джордж Уилл выступил в телеэфире сразу же после трансляции дебатов в качестве “объективного аналитика” и признал безусловную победу Рейгана.

Этот и многие другие примеры прямого манипулирования общественным сознанием, безусловно, не делают чести журналистской элите. Преодоление подобных негативных тенденций — дело совести не только каждого конкретного журналиста. Требуются совместные усилия журналистов, которые чтят принципы свободы слова и социальной ответственности. Успех возможен лишь в том случае, если СМИ дистанцируются от правящих элит и сохранят позиции объективной “четвертой власти”.

Следует отметить, что наряду с работой по совершенствованию качества содержания программ зарубежное телевидение активно применяло и другие приемы для повышения рейтинга своих передач, например, за счет максимального увеличения количества участников шоу. Так, в 1998 году был поставлен рекорд участников ток-шоу (5 000 человек) в японском шоу “Ультра Квиз”, выпускаемом компанией “Ниппон телевижн”. Участники шоу, правильно ответившие на один вопрос, садились в самолет, но должны были покинуть его, если не могли правильно ответить на второй вопрос. Им выдавали парашют и выкидывали с самолета. Оставшиеся на борту должны были выдержать 2-часовой экзамен из 800 вопросов. Двое финалистов сошлись в заключительном поединке на вершине небоскреба компании “Пан Эм” в Нью-Йорке. Приз шоу включал скаковую лошадь, вертолет и участок земли в штате Невада.

Несмотря на значительные послабления 1980—1990-х годов, цензура по-прежнему играет существенную роль на современном зарубежном телевидении. Это чувствуют на себе в первую очередь региональные и независимые кабельные телестанции, которые создают 90 % всех развлекательных телепрограмм. К примеру, их работники снимают “пилотную” серию какой-либо передачи либо телефильма. Затем “пилот” предлагается одной из корпораций “большой тройки”. Если “пилот” заинтересовал представителей корпорации, то на производство цикла передач или телесериала выделяются значительные средства — от миллиона да 100 миллионов долл., как в случае с сериалом “Секретные материалы” (“X-files”). Но поскольку корпорации вкладывают в телепроизводство свои деньги и несут ответственность за качество произведенной продукции, которая затем будет распространяться через их филиалы, то цензоры этих корпораций получают право указывать, какие изменения следует внести в сценарий, и насколько вообще приемлемы те или иные “пилотные” серии.

Журналисты региональных и независимых кабельных теле-станций вынуждены считаться с этими цензурными замечаниями, так как корпорации, дабы поддержать конкуренцию, обильно закупают и кинопродукцию Голливуда. Вот почему содержание многих передач и телесериалов кажется настолько стандартизированным. Вот почему практически в каждом телефильме зритель увидит повторение одних и тех же сюжетных ходов и услышит из уст героев обязательную фразу: “Ты в порядке?”

Продажу “пилотов”, циклов передач и телесериалов осуществляют дистрибьютеры, которые и обеспечивают связь между региональными телестанциями и корпорациями “большой тройки”.

Однако с каждым годом этим дистрибьютерам приходится прилагать все больше усилий ради сохранения за “большой тройкой” прежних позиций в мировом информационном и коммуникационном пространстве. Упоминавшееся ранее “кабельное вторжение” остается наиболее серьезным конкурентным фактором, заставляющим корпорации “большой тройки” бороться за аудиторию и рекламодателей посредством повышения качества и разнообразия телепрограмм. Можно не сомневаться, что эта ожесточенная борьба продолжится и в обозримом будущем.

<< | >>
Источник: Конев Е. Ф.. Международная журналистика. Введение в специальность: Учебное пособие: В 3 ч. Ч. 3. — Мн.: БГУ,2002. — 70 с.. 2002

Еще по теме Г л а в а 2ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ:

  1. Г л а в а 2ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ