<<
>>

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ


Что было пороками, то теперь нравы.
Сенека
а)              как субъективное становится «всеобщим»?
Одна из самых сложных проблем аксиологии состоит в выявлении механизма формирования ценности, осмыслении процесса «практического» зарождения, развития и проявления ценности в сознании субъекта и в объективной реальности.

Ценности как ориентирующие образования индивидуального развития личности не могут возникать «вне» и независимо от субъекта. Вместе с тем ценности имеют смысл и содержание только при наличии отношений «субъект-объект», «человек-общество» или «Я-Другой». Этим во многом объясняется невыводимость и несводимость общественно значимых ценностей к чисто субъективным факторам по природе их формирования. Процесс объективации ценности как трансценденции внутреннего во внешнее, субъективно-значимого в общественно-ценное требует особого изучения в силу его исключительной важности для понимания природы и механизма связи ценностного фактора с направлением индивидуального и общественного развития.
Ценность как ориентир развития и жизнедеятельности может быть условно представлена как вектор, «стрела», указывающая, в каком направлении происходит «движение» физических, интеллектуальных и нравственных сил личности. Сам ориентир имеет ключевое значение, так как результаты зависят не только от приложенных к их достижению сил, но и от поставленной цели. При этом значимость цели способна многократно увеличивать отдельные способности и приводить к скачкообразным изменениям, не выводимым из простого сложения всех сил индивида в процессе естественной жизнедеятельности.
Представители субъективного подхода в аксиологии при решении данной проблемы исходят из способностей и задатков самого субъекта ценностей. Ценностная сфера либо рассматривается как «врожденная», заложенная жизненной программой индивида и проявляющаяся в течение его развития через взаимодействие субъективных ценностных ориентиров других индивидов и общественных потребностей в совокупности, либо как проявление в человеке изначально заложенного духовного начала, в традициях платонизма и христианства. Представители объективизма исходят из представления о том, что ценности уже присутствуют в бытии (идеальном или физическом) и «усматриваются», воспринимаются субъектом, переживаясь каждым индивидуально. Субъективно-объективный подход связывает механизм возникновения ценности с процессом взаимоотношения, взаимодействия субъекта и объективного бытия, без наличия которых ценности не имеют своего источника.
Исследование механизма формирования ценностей позволяет понять процесс перехода субъективного, индивидуального во внешнее, объективное и представляет высокий интерес как с точки зрения антропологии, так и с позиций онтологии. Индивидуальное существование и возможность его выхода во внешнее бытие составляет предмет экзистенциальной и феноменологической философской традиции, которая привела к постановке проблемы «понимания» бытия, его тайны, в силу его открытости субъекту и через направленность мысли на объект формирования нового, не присущего самой объективной действительности феномена.
Вместе с тем интересующая нас ценностно-формирующая деятельность связана не только с рациональным пониманием бытия, а обусловлена духовно-эмоциональным переживанием субъектом своих взаимосвязей с миром. Таким образом, важнейшим компонентом этого процесса выступают, во-первых, сами отношения субъекта и объекта и, во-вторых, субъективная «реакция» на эти отношения.
При всем многообразии вариантов отношения субъекта и объекта могут представлять собой три основные типа взаимосвязи:
  • «гармония» субъективного в составе объективного;
  • «несвобода» как преобладание внешней детерминации, зависимость субъективного от объективного, преобладание физических потребностей над духовными (нравственными, интеллектуальными, эстетическими);

• «свобода» как субъективная детерминация, когда духовное обуславливает объективные потребности и влияет на внешние уровни бытия.
Переживание субъектом отношений «Гармонии» зависит как от качества и степени проявления самих отношений, так и от индивидуальных особенностей субъекта, его способности к эмоциональному, нравственному переживанию и рефлексии. Переживание собственного существования как части единого, мирового бытия выражает стремление к неразграниче- нию в сознании субъективного и объективного, индивидуального и онтологического. Такое переживание, с одной стороны, исключает пессимизм от ощущения «чуждости» бытию и способствует гармоничному включению индивида в объективную реальность. Но оно может вызвать пессимизм иного рода, возникший от ощущения всеобщности изменения и бренности мира. В этом случае индивид воспринимает мир и собственную жизнь как поток страданий. В то же время переживание своего бытия как части объективного мира может сформировать и оптимистическое мировоззрение. Это может быть связано с осмыслением вечности мироздания и себя как его органической части. Ценности, формирующиеся под влиянием таких переживаний, имеют различное обозначение в тех или иных культурах, но суть их во многом близка. Это ценности Равновесия, Гармонии, Недеяния, Сопричастности, Целостности, Всеединства и т.д. Они, в свою очередь, становятся основанием других ценностей и ведут к формированию стремления к консервативности, автаркии (или, напротив, космополитизму), коллективизму, ненасилию и т.д. Моделью механизма формирования ценности в этом случае выступают следующие отношения: гармония субъективного в объективном-переживание удовлетворения существова- нием-ценности поддержания существующего положения.
Переживание отношений «Несвободы» является наиболее типичным для человека цивилизации. При этом формирование ценностей, с одной стороны, может идти через ощущение определенных потребностей во внешних благах, с помощью которых индивидуальное существование субъекта было бы более полным и продуктивным. С другой стороны, ощущение зависимости от внешнего бытия и от собственных ограниченных возможностей формирует состояние страха перед последствиями несвободы и агрессию как форму самореализации, когда существование есть противостояние. Ценностью наделяется не только собственное субъективное существование, но и те объекты внешнего мира, или их свойства, которые отвечают потребностям и интересам субъекта, содействуют его утверждению, «высвобождению» от внешней зависимости и обусловленности.
Моделью механизма формирования ценностей в этом случае может служить следующая схема: «несвобода» субъекта по отношению к объек- ту-негативное переживание собственной зависимости-стремление к изменению внешнего бытия (или изменению собственных возможностей)- ценность самого субъекта (выше ценности единого целостного бытия) и ценность того внешнего, что отвечает потребностям субъективного существования и самоутверждения.
Ценностями материального в этом случае могут выступать природные богатства, труд, интенсивное производство, экономический рост, прибыль. Социальными ценностями выступают общественные институты, государство, законодательство, право - как средства, гарантирующие личное саморазвитие в условиях несвободы внутри общества. Духовными выступают ценности Разума как средства для утверждения субъективного приоритета вопреки внешней стихии, ценности Бога и Души - как выражения стремления к необусловленному, недетерминированному материальными отношениями бытию, которые приводят к обретению личностной свободы и индивидуальному духовному саморазвитию.
Переживание отношений «Свободы» характерно для определенного типа субъекта и зависит в большей степени от интеллектуального, нравственного, духовного уровня развития самой личности, вступающей во взаимосвязи с внешним миром. Субъект «свободы» ориентирован к целям, имеющим идеальные, духовные основания, в то время как потребности, диктуемые материальными условиями, играют для него второстепенную роль. Такая особенность не связана с изначальным материальным благополучием субъекта, или отсутствием такового, но характерна для личности, для которой идея, идеал, дух имеют более высокую значимость, нежели стремление к удовлетворению материальных запросов. В этом случае субъект в большей степени зависит от собственных возможностей, творческих способностей и действует по своему выбору и замыслу. В этом и заключается его свобода по отношению к внешнему бытию.
Ценности, формируемые в переживании такого субъекта, во многом связаны со свободой как условием существования этого типа личности, а также со средствами и условиями, способствующими укреплению данной ценности или следствий, вытекающих из ее утверждения (Творчество, Ответственность, Самость, Самовыражение, Самосознание, Самоконтроль и т.д.). Следует отметить, что внешние условия оказывают на субъект, ориентированный на состояние Свободы, такое же влияние и формируют такие же потребности, что и у субъекта, воспринимающего себя в состоянии «Несвободы». Но различно само отношение субъектов к этому влиянию, которое изменяет и сам характер этих воздействий. Так, потребность в питании или комфорте формируется как результат отношений человека и физического мира и вызывает стремления к утверждению деятельности по их обеспечению как первостепенной и приоритетной. Но в том случае, когда мы имеем дело с субъектом, для которого важна не материальная, а идеальная, духовная реальность, даже эти стремления могут выступать второстепенными. Примерами таких отношений могут выступать аскетические традиции джайнизма, монашеского даосизма, раннего христианства, исихазма и т.д. Но подобные ограничения и самоконтроль являются не только результатом религиозного чувства, но могут быть связаны со стремлением утверждения духовных интересов как высших, что проявляется и в философском мировоззрении.
Наиболее яркими примерами в этом отношении выступают кинизм, стоицизм, нравственно-философские принципы которых стали вариантами подчинения физических потребностей духовным. Стоицизм, в свою очередь, оказал влияние не только на христианство, но и на атеистическую традицию, что выразилось утверждении идеи величия силы духа, разума (Логоса) как высшего начала в человеке и космосе. Свобода в отношениях с внешним бытием характерна для субъекта, ориентированного либо на собственные духовные цели, либо на объективные духовные идеалы. В первом случае ценностями могут выступать потенциальные или реальные способности и таланты индивида, идея его центральной значимости, любви и уважения к человеку (Творчество, Знание, Любовь, Милосердие, Гуманизм и др.). Во втором случае ценностями могут быть общезначимые блага, такие, как Справедливость, Мир, Равенство, Братство или политические системы, которые, по мнению субъекта, гарантируют возможность реализации этих ценностей.
Модель механизма отношений «Свободы» условно может быть представлена так: высокий уровень духовного развития субъекта-независи- мость от материальной обусловленности-идея, духовные устремления- свобода в отношениях субъекта и объекта.
Особенностью данной модели выступает специфический источник складывания ценности. Он в большей степени привязан личностному, внутреннему бытию, нежели в других моделях. Данный механизм показывает доминирующую роль субъективного компонента в природе ценности. Переживание собственной экзистенции здесь оказывается более важным, чем переживание зависимости от внешнего бытия. Свобода становится сущностью ценностного отношения субъекта к миру. Взаимосвязи субъекта и объективного мира имеют здесь иное значение и оказывают влияние на то, какие именно духовные потребности будут выступать определяющими и доминирующими в деятельности субъекта. Цели личности не противоречат реальности, скорее, они независимы от ее условий. Субъекты, способные к формированию подобных ценностных отношений, отличаются высокой степенью самоконтроля, интеллектуального и духовного развития.
Можно заключить, что доминирование объективных факторов по отношению к субъективной природе личности формирует примат физических потребностей над духовными. И даже если в вершине ценностной системы такой личности окажутся Разум, Бог или Свобода, их роль будет сводиться к средству для противостояния внешней детерминации. Доминирование субъективного над объективной реальностью характеризует особый тип личности, не столько преодолевающей внешнюю зависимость, сколько способный к совершенствованию своей биологической природы. Эта способность позволяет либо изменять внешнюю реальность в соответствии с потребностями личности, либо «подняться» над миром и, насколько это возможно, не замечать его.
Механизм формирования ценностей обусловлен, таким образом, отношениями субъекта и объекта и субъективным переживанием этих отношений, но не исчерпывается ими. Отводя большую роль отношению в процессе формирования ценностей, мы не имели в виду, что ценности и есть собственно отношения между субъектом и объектом, как это в свое время утверждал И. Хейде. Ценность выступает результатом переживания этих отношений и становится большим, нежели просто переживание. Ценность как структура, состоящая из смысла, значимости и переживания, формируется и складывается поступательно от одного компонента к другому и в конечном итоге завершается их единством. Первичным выступает момент переживания субъектом своих взаимоотношений с миром, которое приводит к формированию материальных и духовных потребностей. Те объекты, которые в наибольшей степени связаны с удовлетворением этих потребностей, приобретают свою значимость для жизнеобеспечения и жизнедеятельности субъекта. Эти объекты имеют значимость для субъекта в той степени, в какой в нем усматривается (осознанно или бессознательно) определенный смысл, постижение которого сообщает субъекту, что данный объект может способствовать его существованию или совершенствованию.
Общий механизм образования ценности может быть представлен следующим образом: отношения субъекта и объекта-субъективное переживание-постижение смысла объекта, или наделения его таковым-выявле- ние значимости объекта-утверждение ценности как синтеза этих превращений.
Как уже отмечалось выше, роль того или иного компонента в структуре ценности может быть различной, поэтому и механизм формирования ценности может иметь особенности, когда речь идет о ценностях материального и идеального, связанных с внешними объектами или природой самого человека.
<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М.: Прометей. МПГУ,2003. 240 с.. 2003
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

  1. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Условия и механизмы формирования личности.
  2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ЭВОЛЮЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
  3. §1. Формирование политики администрации У. Клинтона в отношении АТЭС ипроект «Нового тихоокеанского сообщества».
  4. Глава 2. Комплексная природа ценностей
  5. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ
  6. КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ЦЕННОСТЕЙ
  7. СУБЪЕКТ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА а)              цивилизационный подход к проблеме
  8. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Знания, ценности и убеждения в структуре мировоззрения
  9. § 1.  Общая  характеристика  правовых  механизмов
  10. § 2.   Понятие  и  значение  механизма  осуществления   гражданских  прав  и  исполнения  обязанностей
  11. § 2.  Гражданское  правоотношение  в  механизме осуществления  права  и  исполнения  обязанности
  12. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ
  13. §1. Понятие и элементы механизма правового регулирования жилищных отношений
  14. 11.2. Механизм действия переходного права
  15. 12.4. Механизмы финансовой стабилизации
  16. Формирование культуры организации и принципы управления