Буржуазная мораль
Новым мощным нравообразующим фактором становится капиталистический способ производства. Изменяется как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции переходит на новый уровень.
Подобно тому, как рыночные товарно-денежные отношения разрушают натуральное хозяйство, буржуазная нравственная система отрицает традиционные ценности и механизмы регуляции. С переходом от аграрного общества к индустриальному изменяется социальная структура общества: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество «атомизируется». Капиталистическая частная собственность становится материальной опорой суверенности личности, способной к автономной саморегуляции. Появляется подлинно индивидуальный субъект морали, с развитой рациональной мотивацией, роль общественного мнения в регуляции уменьшается, а значимость внутреннего чувства долга и совести повышается. Динамика такой нравственной системы в большой степени зависит от моральных поступков каждого члена общества, нравственное развитие становится более спонтанным. В то же время нравственная синергия становится предметом сознательного регулирования, начиная с эпохи Просвещения, необходимость нравственного воспитания становится общепризнанной.Новая система морали утверждает нравственное равноправие людей, которое философия объясняет природным равенством, а экономическая система тем, что все её участники являются свободными игроками и равны перед лицом денег как универсального эквивалента любых ценностей. В этих условиях становится возможным провозглашение общечеловеческих нравственных ценностей, к числу которых были отнесены по преимуществу ценности буржуазные, но сама идея, означающая конец архетипа «свои» - «чужие», является существенной положительной инновацией. В результате, происходит формирование современной развитой формы моральной регуляции, развёртывание всех специфических признаков морали.
Среди ценностей буржуазной нравственной системы особое место принадлежит принципу индивидуализма, предполагающего, что целью моральной деятельности является максимальная реализация способностей личности во всех сферах, в том числе, в нравственной. Такая ориентация диаметрально противоположна всей предшествующей традиции, утверждавшей приоритет сверхличных нравственных задач. Принцип индивидуализма имеет несомненный гуманистический потенциал, он утверждает уникальность личного бытия не только в трансцендентной перспективе, но и в земных отношениях. Постановка проблемы гуманизма в индивидуалистическом ключе принадлежит эпохе Возрождения, но только в буржуазном обществе индивидуалистический гуманизм стал реальностью в нравственных отношениях. Данная историческая форма гуманизма получила правовое закрепление в концепции прав человека и правового государства. Однако, оставаясь краеугольным камнем в системе ценностей западноевропейской цивилизации, индивидуалистический гуманизм обнаружил свою ограниченность. С одной стороны, он зачастую вырождается в обыкновенный эгоизм, а с другой - на его базе так и не удалось построить общественные отношения, которые удовлетворяли бы критериям нравственной справедливости.
Другой специфически буржуазной нравственной ценностью оказались деньги, которые выступили как всеобщий эквивалент не только в экономических, но и в нравственных отношениях. Отношение человека к финансовым вопросам выступило критерием всей его моральной благонадёжности (в английском языке слово credit означает и банковский кредит, и доверие в моральном смысле). Обладание денежной собственностью считается предпосылкой моральной автономии личности, и наоборот, моральная порядочность понимается как залог финансового успеха, одной стороны, экономическая подоплека нравственных отношений укрепляет старый принцип взаимности. С другой - подобное сужение моральной мотивации не может в конечном итоге не сказаться на уровне гуманное га межчеловеческих отношений.