Введение
Мысли философов — как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышены. Р. Бэкон (1214 - 1292)
К сожалению, действительно, современные «философские звезды не дают света» потому, что они «слишком возвышены» - до уровня схоластики.
В силу этого они направляют развитие науки в ложном направлении. Возьмите программу по философии любого ВУЗа (они все стандартные). В них описываются самые разнообразные направления позитивистского (субъективно-идеалистического) характера. Но, чтобы найти упоминание о материализме, вам придется запастись лупой.В БСЭ дано следующее определение понятия «Наука»:
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Иными словами, одной из целей науки является поиск объективной истины. Если мы умеем находить эту объективную истину, мы сможем реализовать другие целевые функции науки (прогностическая, учебно-воспитательная, мировоззренческая и т.д.). Вот мы опустились с «звездного философского неба» поближе к земле.
Для любого здравомыслящего ученого ясно, что теория познания должна иметь в своем распоряжении методы познания (и науку об этих методах – методологию) и способы, позволяющие выделить объективную истину из информации, полученной с помощью методов познания. Эти способы выявления объективной истины опираются на систему объективных критериев истины, выработанных исторической общечеловеческой практикой. Это идеальный вариант.
Если мы «влезем» высоко в небеса в пушистые облака философской схоластики, что мы увидим? Мы увидим множество различных «философий»: «логический позитивизм», «неопозитивизм», «аналитическая философия» и т.д. и т.п.
Каждое философское направление[1] имеет свою родимую «теорию познания и, соответственно, «выпекает» свою «научную» истину. Масса возможностей! Демократия в философии.
Судите сами:· «Истина - это соответствие знаний действительности».
· «Истина - это опытная подтверждаемость теорий».
· «Истина - это свойство самосогласованности знаний».
· «Истина - это полезность знания, его эффективность».
· «Истина - это соглашение».
Вот так и живем: какая истина нравится, такую и выбирай!. А где же старый друг престарелых ученых диалектический материализм и его теория познания «объективной истины»? О них в учебниках пара фраз: диалектический материализм-де «когда-то и где-то» существовал, но практически «закончился» («дал дуба!»).
Различные соглашательские «позитивизмы» завалили философию субъективно-идеалистическими идеями, превратили «Науку о Мудрости» в Авгиевы конюшни. Восстановить порядок в материалистическом миропонимании, вытащить материализм из нечто «кашеобразного», как называл Ленин презрительно субъективный идеализм – задача нелегкая. Мы постараемся восстановить основы материалистической теории познания. Следует напомнить пророческие слова Ф.Энгельса о том, что материалистическая философия подобна капризной даме; она мстит естествознанию задним числом за то, что последнее покинуло ее.
Эта работа не учебник, а пособие для тех, кому важно обсудить роль философии в естествознании и пути выхода современной физики из затянувшегося столетнего кризиса.
· Часть 1. Дано описание подлинных причин кризиса и развития кризиса в науке, начавшегося в конце 19 века и продолжающегося по настоящее время.
· Часть 2. Пересмотрено содержание и исправлены ошибки в некоторых важных философских категориях. Сформулировано новое материалистическое содержание. Приводится доказательство ошибочности СТО Эйнштейна (гносеологичская ошибка).
· Часть 3. Кратко изложены многочисленные ошибки в классических теориях. Информация об ошибках несомненно будет полезна широкому кругу теоретиков и практиков-специалистов, занимающимися волновыми процессами, вакуумной электроникой СВЧ, ускорителями и т.д.
· Часть 4. На основе анализа ошибок описывается путь восстановления значимости классических теорий, путь решения классической проблемы излучения, путь восстановления материалистического мировоззрения в науке.