<<
>>

1415.Что такое право


Право есть выражение воли государства относительно гражданского поведения индивидуумов, подчиненных его власти; эта воля может быть выражена более или менее точно: она может быть выражена вобычаях или вясных текстах.
Более того, право может быть волей семейной общины, как мы видели этому примеру первоначальные периоды истории, либо прекрасно организованного, полного самосознания государства, как внаше время. Но для того, чтобы право существовало, во всяком случае, необходимо: 1. Органическая община, способная иметь собственную волю; 2. Совокупность принятых правил, которым, община вформе обычаев или законодательных текстов, дала жизнь, характер исилу. Право есть совокупность идей иприобретенных привычек, которые власть правительства определено ивполне признало идало им законную форму. Таким образом, природа всякого государства отражается вего праве; вэтом праве обнаруживается, какие функции возлагает на себя само государство; вего праве можно читать его историю.
1416.Развитие права: его источники. Таким образом, медленно, иногда неровно, но, вообще, проходя через неизбежные фазы, право следует всвоем развитии за эволюцией характера, стремлений иволи той организованной общины, которая его создала. Источники, давшие ему жизнь, столь же различны, как исредства, через которые образовывается органическая община иможет выражаться его воля, как политического тела.
1417.Обычай. Первый источник права есть обычай, акак образуется обычай, точно не известно; он является результатом сотруднической деятельности всей общины, ане воли короля или законодателя. Он не всегда образуется одним итем же путем; но постоянно покоится на одном итом же основании,– на общем признании манеры действовать, считаемой лучшей или наиболее приличной. Получает ли обычай свое рождение от почти случайного образования известных привычек или от сознательного усилий общины сцелью лучше приспособить практику своей политической исоциальной цели,– раз образовавшись иполучив признание публичной власти, он делается одной из важнейших частей права. Трудно, если не возможно, открыть точного пункта, где обычай переходит от первоначального бесформенного состояния, когда он лишь тяготеет сделаться определенной целью общины, впоследующую фазу, на которой он делается законом; мы можем суверенностью сказать лишь, что обычай делается правом только тогда, когда опирается на определенную власть общины. Он еще не право, если люди свободны сним соображаться или нет.
При господстве обычного права, можно быть вполне уверенным, что всякий знал, что такое право,– что современное право лишь стремится считать достигнутым. Всотенных собраниях германцев, народных сходах, собиравшихся вначале английской истории, чтобы разбирать процессы, сам народ применял право, так как народ знал его изнал, как надо его применять. Обычай рос вместе спривычками народа; он создавал его, сознательно ибессознательно. Обычай был известен народу иприменялся им.
1418.Религия. Впервобытные времена было невозможно различить обычаи от религии; обычаи народа носили вкаждой своей черте следы религиозных идей. Впозднейшие стадии развития религия продолжала еще служить неиссякаемым источникам обычая. Во всякой примитивной общине нельзя отделить права от религии, даже изучая самые тайные его тенденции. Все житейские правила имели ту же санкцию вглазах античного человека. Всвоих концепциях он не различал моральных норм от политических; политика, мораль ирелигия была нераздельными факторами великого инеделимого закона поведения. Очень рано, правда, религия иполитика были вручены вразличные руки.
1419.…Римское право было вначале лишь собрание технических религиозных правил, способов вселить уважение кправам личности спомощью различных религиозных формул; иначало развитие римского права вширокую стройную систему правосудия относится ктому времени, когда эти правила перестали быть религиозной тайной иобратились вобнародованные законы путем составления закона XIIтаблиц.
<< | >>
Источник: Д.А.Ягофаров. Власть. Политика. Государство. Право: Хрестоматия. Вып.2. / Авт.-сост., примеч. икоммент. Д.А.Ягофарова– Екатеринбург: Рос. гос. проф.#x2011;пед. ун#x2011;т,2003. 321 с.. 2003

Еще по теме 1415.Что такое право:

  1. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  2. Примечания 
  3. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  4. 69. ЧТО ТАКОЕ ФЕДЕРАЦИЯ?
  5. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ а              О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ               В ТРУДОВОМ ПРАВ
  6. § 1. СОВРЕМЕННЫЙ БАНДИТИЗМ В СИСТЕМЕ ВООРУЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
  7. 323. В чем состоит особенность рассмотрения дел по искам, предусмотренным ст.305 ГК, предъявленным к собственникам истребуемого имущества?
  8. Параграф пятый. Воплощенные образы Царства Божия
  9. Применимое право
  10. 1415.Что такое право
  11. 1415.Что такое право
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -