<<
>>

§ 2.3. Этапы мировой глобализации



Глобализация как процесс монополизации и унификации мира начался не в последние десятилетия, когда получил распространение термин «глобализация», а гораздо раньше. Одной из дискуссионных тем среди ученых является рассмотрение начала отсчета глобализации в историческом времени.
Ряд авторов, например, М. Уотерс, считают, что глобализация сопоставима с модернизацией, поэтому ее начало относится к XVI века. По мнению Р. Робертсона время отсчета глобализации соизмеримо со временем появления мировых религий. Х. Лентнер считает, что глобализация началась в конце ХIХ века как результат индустриализации, создания новых транспортных и коммуникационных технологий, развития международной торговли, увеличения финансовых потоков капитала и миграции современного типа. Данные точки зрения на начало процессов «глобализации»  свидетельствуют о том, что она есть исторический процесс. По мнению российского историка Б.Г. Могильницкого, «глобализация» начиналась в XVIII в. параллельно с развитием европейского капитализма, когда, по мнению Ф. Броделя, начинается активная экспансия капитализма и ее глобального распространения. В результате этих процессов создается мировой рынок, основанный на разделении труда. Взаимодействие между государствами осуществляется через передел мира: захват территорий, создание колоний, пересмотр границ.
    Начало глобализации нередко связывают с античными временами периода Римской Империи, далее – завоевательными войнами Александра  Македонского, Фридриха II, Наполеона и Гитлера. Глобализация как проект мирового господства действительно уходит своими корнями далеко в прошлое. Уже в древности и в средневековье существовали крупные социальные общности, объединявшие огромные территории и народы: Персидское царство, империя Александра Македонского, Римская империя, орды Чингисхана. Уже тогда эти общности чаще всего были неустойчивыми политическими объединениями разношерстных территорий, оказывались непрочными и просуществовали относительно недолго.
              Э. Аэроянц полагает, что в основе глобализации лежит тенденция к все большему расширению того пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие – от отдельных деревень, городов, княжеств к государствам, регионам и через эпоху великих георграфических отерытий к миру в целом. Э. Аэроянц выделяет следующие этапы глобализации: родовой, племенной, этнический, имперский, монархический, колониальный, национальный, интернациональный[159]. Такой подход сводит всю историю человечества к глобализации, размывая объем данного понятия.
     На наш взгляд, результатом первой глобализации была Римская империя, создававшая единое средиземноморское экономическое и военно-политическое пространство. Техническими носителями римской глобализации были передовые по тем временам государственное управление, высокий уровень военной организации и гребной военный и торговый флот. Рим сделался финансовым центром империи.
По всему Средиземноморью шли массовые миграционные процессы. Сначала Сицилия, потом Египет и Северная Африка сделались житницами империи. Однако такое развитие привело к нарастающему паразитизму Рима и Италии. Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.
Дешевый заморский хлеб и массовое поступление рабского труда погубили сельское хозяйство Италии, базовый единицей которой был мелкий свободный крестьянин. Он же составлял основную силу легионов. На новых торговых путях выросли новые торговые центры. Напрасно Рим разрушил своего основного торгового соперника – Карфаген. Центры деловой активности переместились в Византию и Александрию. В самом Риме возрастал паразитизм основной массы населения, требовавший хлебных раздач и кровавых цирковых зрелищ. Все было готово к распаду империи. Вместе с ней погибла и первая глобализация. Наступил период варварских нашествий и мелких феодальных государственных образований.
   Рецедивы глобализма имели место в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая с многими азиатскими странами, стала первой подлинной транснациональной компанией. При этом англосаксы подавляли восстание сипаев в Индии, расстреливая их из пушек, а в Австралии полностью истребили аборигенов острова Тасмания. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации.
    В.И. Ленин, определяя в работе «империализм, как высшая стадия капитализма» историческое место империализма, выделял четыре его главных проявления:
    – монополии сформировались на основе концентрации производства как высшей ступени ее развития;
    – монополии привели к захвату важнейших источников сырья;
    – банки превратились в монополистов финансового капитала;
    – финансовый капитал значительно расширил сферу колониальной политики, включив в нее борьбу за источники сырья, за вывоз капитала, за сферы влияния и хозяйственную территорию[160]. По сути дела, империализм начала ХХ в. был прообразом современного однополярного глобализма. В первой половине XX века процессы глобализации были ускорены двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада.
История показывает, что цель достижения мирового господства при всей кажущейся её близости, не была достигнута ни одной из великих империй, ни одним тираническим образованием типа орд Чингисхана или «третьего рейха». Хотя именно в ходе второй мировой войны группа держав «оси» во главе с нацистской Германией, действуя по всему миру, пыталась установить мировое господство. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в этом смысле, смысле ключевом, «глобализация» довольно стара, во всяком случае, значительно старше самого слова «глобализация».
Начиная с  эпохи  Возрождения, глобализацию можно определенно признать антихристианским процессом. По  мнению  русского  философа А.Ф. Лосева,  именно  с эпохи Возрождения  начинается   развертывание   духа   сатанизма   в форме капитализма и коммунизма. Антихристианская глобализация – это объединение человечества с целью господства  “избранных”.  Она   предполагает   разделение человечества  на  элиту  и всех остальных. Господствующая элита пользуется всеми  благами  научно-технического  прогресса  и  свободно перемещается из страны в страну, все  остальные  становятся  объектами жесточайшей эксплуатации и живут в  виртуальном  мире,  лишающем  их возможности следовать ценностям Нового Завета. Мировой  порядок  денег вошел в конфликт с христианской религией и стал  главным источником  разрушения человеческого    общества.
              Необходимо задаться вопросом, чрезвычайно важным для оценки протекающих ныне процессов: "Наблюдаем ли мы в современных условиях нечто такое, что не имеет аналогов  в  прошлом  и в силу  этого может  быть обозначено новым  понятием «глобализация»?"
   Ю.В.Косовразличает четыре этапа глобализации: 1) тонкая глобализация (конец первого тысячелетия н.э. - конец XVв.) – разрозненные локальные цивилизации cвязаны тонкими нитями торговых, культурных и религиозных связей; 2)экспансионистская глобализация (1500 - 1820гг.) – начало западной империалистической экспансии, в ходе которой европейские империи приобрели владения глобального масштаба, начало распространения по всему миру западноевропейских языков и культуры; 3) широкая глобализация (1820 - 1950 гг.) – постепенное превращение мира в обширный круг глобальных сетей, интенсивно и с высокой скоростью воздействующих на все стороны социальной жизни: от экономики до культуры; 4) диффузная глобализация (с 1950 г.) – экономические и культурные связи, информационные контакты все более легко, подобно молекулярной диффузии, проникают через государственные границы, принимая децентрализованный, трансграничный характер.
   После Второй Мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе[161]. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) – серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами.
Во второй половине ХХ в. Запад решил задачу воспроизводства в качестве универсальных институтов конституций, парламентов, политических партий, развивающих логику глобализации мира. Основная масса государств пошла на институциональное утверждение либеральной демократии, то есть на преодоление иерархии между управляемыми и управляющими и создание механизма теневого вне- и надгосударственного управления.Так называемый план Маршалла был призван после Второй Мировой войны полностью подчинить Старый Свет финансово-экономическому и политическому диктату США. Денежный станок работал 24 часа в сутки. Не обеспеченные товарной стоимостью доллары США были выброшены из Штатов по плану Маршалла в Европу. Так был осуществлен экспорт собственной инфляции в другие страны. МВФ и Всемирный банк зорко следили, чтобы ничем не обеспеченные, в прямом и переносном смысле бумажные доллары признавались товаром и расходились по всему миру. Хранение сбережений большинства людей мира в долларах США делает из доллара и финансовой системы США самую большую финансовую пирамиду в истории человечества. В случае предъявления хотя бы части накопленных долларов в качестве платежей цены на товары в долларах резко возрастают, происходит его неуправляемая девальвация, что и произошло во второй половине 2008 г. Долларизация мира вызывает закономерное банкротство США и мировой финансовый кризис.
Советский Союз преодолевал влияние космополитизма, в лице которого виделся отказ от национальных ценностей и преклонение перед западной потребительской цивилизацией под руководством и и по образу США. В эти же годы руководство СССР отклонило кабальные западные инвестиции по так называемому плану Маршалла.
Понятие «развивающиеся страны» назападные государства получили в середине ХХ в., главным образом, за то, что они незападные и их культуры Запад официально (через документы ООН, посвященные развивающимся странам) объявил недоразвитыми. В 1970-90-е гг. глобализации мира способствовала компьютерная "революция",  за которой последовало "рождение" киберкультуры: внедрение в быт  персональных компьютеров,  Internet.
  На 55-ой Ассамблее ООН, названной Ассамблеей тысячелетия, разрабатывались далеко идущие планы переустройства мира, разбитого на ряд независимых государств, переход в мир, подчиненный верховной власти ООН. Эти планы подразумевают тотальную реструктуризацию миссии и сил Организации Объединенных Наций. Для достижения этой цели ООН запланировано рассмотрение, по крайней мере, двух акций: принятие Хартии Земли – документа, текст которого разрабатывается со времен Саммита Земли, прошедшего в 1992 г., и принятие Декларации, уполномочивающей новую комиссию ООН, задачей которой будет осуществление рекомендаций по созданию всемирного управления. Также Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) была принята концепция “глобальной экономики”.
  В 1995 г. 75 участников GATT образовали Всемирную Торговую Организацию (ВТО). С тех пор ещё три десятка стран, включая Россию, одновременно ведут переговоры о вступлении. Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 г. Европейский Союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движение труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой.
              В  XX  веке  глобализм  стал  общемировой реальностью,  однако  этот  факт   свидетельствует,  на  наш  взгляд,  не  о наступлении какого-то устойчивого состояния, а о начале новой трансформации, пути которой в очередной раз не  будут едиными или универсальными.  Достигая своего целостного  состояния,  прежний  порядок  подготавливает  основы  для собственного  перерождения  и  упадка;  представление  о  возникшем  наконец стабильном  и универсальном  общественном порядке в масштабе исторического времени оказывается иллюзорным.
Ныне глобализм предстает как процесс становления Нового мирового порядка, как современный этап колонизации мира. Колониализм, т.е. передел мира силовыми средствами империалистическими державами Западной Европы после крушения колониальной системы в 1960-х гг. сменился неоколониализмом, который стремился поработить мир экономическими средствами. В конце ХХ века новой формой колониализма предстал глобализм, который расколол мир на “золотой миллиард” и остальную часть человечества.
С 1995 г. издается журнал на английском языке “Глобальное управление”. В одной из его статей Л. Финкельнштейн пишет: “Функции глобального управления в международном масштабе те же, что и у правительств отдельных государств у себя дома; поэтому оформление глобализации требует последовательных шагов по созданию Мирового правительства”. Наличие и функционирование единого Мирового правительства уже самими глобалистами не скрывается, а наоборот  постулируется как закономерный итог процесса интеграции всего мира, всех стран. Но методы и действия его отнюдь не основаны даже на общечеловеческих принципах жизни и справедливости. У теоретиков глобализма и соприсущейим власти свои понятия о чести, правде, мире, вере, совести. У них расистская доктрина – установление мирового господства представителей “избранного народа” и порабощение остального человечества. Особенно наглядно это проявилось в период агрессии НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке. Незадолго до кризиса 17 августа 1998 г. известный банкир Джордж Сорос опубликовал выступление в “Файнэншэл Таймс”, где предложил учредить для России международный “валютный совет”, создание которого автоматически означалобы утрату Россией значительной части ее суверенитета. А сразу после кризиса он заявил: «Россия списана со счетов».
В.И. Пантин считает, что глобализация мира, никогда не завершающийся, но стремящийся к этому процесс начался еще в глубокой древности, но представления о глобализации широко распространились лишь в ХХ веке. Э. Шеротт полагал, что глобальная история началась еще в каменном веке, а Э.А. Азроянц писал, что «история глобальных отношений» началась с взаимодействия соседей. Хотя обычно появление глобализации связывают с теми или иными процессами Западной Европы. Некоторые связывают глобализацию и кругосветное путешествие 1519-1521 гг. Из истории известно, что иезуиты всеми силами содействовали осуществлению испанского идеала всемирной монархии, считая, что вместе с тем осуществится их собственный идеал – католическое единство веры и полное господство иезуитского ордена. Опыт глобализма западные государства нарабатывали также на опиумных войнах против Китая, навязывая непокорному народу наркотики под лозунгами «открытого общества» и беспротекционистского рынка.
Существует позиция относительно того, что глобализация имеет свое начало с рубежа XIX и XX веков, т.к. тогда имел место наивысший подъем международной торговли и инвестиций. Р. Робертсон утверждал, что истоки глобализации следует искать в периоде с 1875 по 1925 гг., потому что в этот период мир был поделен на часовые пояса, введена международная линия сметы дат, почти везде принят грегорианский календарь, создана международная система телеграфной связи. М. Мерфи предполагает, что начало глобализации следует связывать с усилиями международных организаций.
Существующие противоречия в научной литературе относительно момента возникновения данного процесса упираются в понимание учеными сущности глобализации, ее причин и особенностей. По существу, глобализация является синонимом завоевания наряду с такими терминами как «колонизация», «мировая война», «экспансия» и т.п. Только это качественно новая форма завоевания, обращенная на весь мир в целом и использующая новые информационные, финансовые и иные технологии. В условиях глобализации мира завоеватель действует на большом отдалении от завоеванных, поэтому его сложно сделать объектом ответного нападения.
Глобализация мира с XXI в. приобрела новое состояние – количество переросло в качество, глобализация мира доросла до уровня глобализма во всемирном масштабе. До этого времени существовали иные формы взаимодействия народов, государств и культур, ведь разные цивилизации воздействовали друг на друга с древности, взаимовлияние и взаимопроникновение культур осуществлялось на всем протяжении исторического развития, но такого широкомасштабного процесса унификации человечество прежде не знало[162]. Так, говорят об античной глобализации («нивелировка социальных институтов в рамках Римской империи»); о колониальной глобализации времен Великих географических открытий. Но все предыдущие попытки человечества привнести элементы универсальности бытия не носили такого всеобъемлющего характера, как сейчас, и были естественным образом локализованы.
Нелишне отметить, что термин глобализация появился в середине ХХ века (впрочем, этот довод не является основным). В английском языке термин «глобализация» было употреблено в современном значении лишь в 1960-х гг. Э. Гидденсом в 1998 г. было замечено, что слово «глобализация» почти не использовалось учеными. «Только за последнее время понятие проделало такую карьеру: раньше не встречалось почти нигде, а теперь встречается повсеместно». Г. Терборн также указывает на то, что термин «глобализация» разработан в 90-х годах ХХ века. С.М. Шахрай  замечает, что термин глобализация, появившийся в ХХ веке в середине 1990-х годов, трактовался иначе, чем сейчас: под «глобализацией» понимался «процесс международного масштаба, обусловленный инвестициями на финансовых рынках, которые определялись техническими достижениями и дерегулированием»[163].
Сами идеи глобализации мира, а также модернизации и информатизации не новы. В работах многих ученых формировались теории, освещающие данные процессы с разных точек зрения. Так в рамках формационного подхода К. Маркс, а в последствии и Г. Браверман высказывали идеи глобализации производства в условиях монополистического капитала, о переходе от общества с диктатурой пролетариата к обществу без классов. Идею создания глобальной Федерации высказывали И. Кант и П.-Ж. Прудон. Голландский мыслитель А. Клотс в книге 1792г. под названием «Всеобщая республика» предлагал сходные идеи.
Теоретиками цивилизационного подхода (А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский) процесс глобализации рассматривался через понятие единой земной цивилизации, возникающей за счет слияния других цивилизаций на основе диалога культур, не отрицающей многообразие культур, но базирующейся на этом многообразии как богатстве человеческого рода.
Кроме того, можно выделить еще как минимум три аспекта глобализации, которыми занимались ведущие ученые мира:
– формирование мировых рынков, интернационализация экономики, рост взаимосвязи и взаимозависимости национальных и мировых хозяйств отражены в работах начала прошлого века Дж. Гобсона, Р. Гильфердинга, К. Каутского;
– процесс модернизации, происходящий вследствие глобализации, в результате которого происходит трансформация традиционных ценностей, структур, отношений в модернизированные, "современные", рассматривался М. Вебером, Э. Дюркгеймом,  Р. Парком, Ф. Теннисом, Г. Беккером, М. Леви, Т. Парсонсом, У. Ростоу, Дж. Грегором, Р. Редфильдом, С. Эйзенштауром, Д. Ношемейером, Г. Алмондом, А. Гершенкроном, Б. Муром и др.;
– об глобальной информатизации, занимающей центральное место в системе нового современного общества, писали А. Кларк, Ф. Махлупа, Д. Белл.
Если идеи глобализации возникали в умах великих ученых довольно давно, то исторический процесс исследуемого феномена начинает свой отчет сравнительно недавно. Процесс сближения государств, несомненно, происходил на протяжении всей истории человечества. Еще в XIX  веке исследователи писали о едином мировом пространстве. Например, «появление механического ткацкого станка в Англии обернулось потерей  рабочих мест миллионами ткачей в Индии, а зарождении республиканской идеи во Франции стало подрывать троны восточных монархий, в России вызвало восстание декабристов». Однако можно говорить только о двух эпохах, когда темпы сближения государств были революционно быстры:
Рубеж XIX-XX веков. В  это время мир вступил в фазу взаимосближения за счет распространения  торговли и инвестиций в глобальном масштабе, благодаря  телефону, пароходу и конвейеру. Теоретики первой волны глобализации Р. Кобден и Дж. Брайт убедительно доказывали, что свободная торговля необратимо подстегнет всемирный экономический рост и на основе невиданного процветания, основанного на взаимной зависимости, народы забудут о прошлых распрях. Идея влияния глобализации на склонное к различным конфликтам мировое сообщество  получила наибольшее развитие в книге Н. Эйнджела «Великая иллюзия», опубликованной в 1909 г. В ней автор доказывал невозможность возникновения на планете глобальных конфликтов в силу возросшей взаимозависимости государств, например, Великобритания и Германия являлись вторыми по значимости торговыми партнерами друг друга. Однако через 5 лет после опубликования этой книги все надежды на мир разрушились – началась Первая мировая война, которая ускорила процессы глобализации.
В конце 1970-х гг. произошел прорыв в развитии средств доставки глобального действия, в информатике, телекоммуникациях. Мощь общего числа компьютеров за последние 30 лет удваивалась каждые 18 месяцев, объем информации на каждом квадратном сантиметре дисков увеличивался в среднем на 60% в год, начиная с 1991 г. Стоимость доставки информации сократилась драматически, сейчас огромные объемы информации могут быть переданы посредством телефона, оптического кабеля или радиосигналов в любую точку земного шара, что революционным образом действует на сжатие мира.
Глобализация – не линейный, но волновой процесс, имеющий много различных стадий. Он простирается от эпохи первой колонизации мира до настоящего времени. Говоря об историческом пути глобализации необходимо отметить влияние многих факторов, определивших процесс глобализации и ее развитие в новом тысячелетии. Этот процесс обусловлен комплексом предпосылок с самых разных областей жизнедеятельности, которые в конечном итоге в совокупности привели к тому, что мы наблюдаем в XXI веке. Духовная и идеологическая подоплека глобализации сложилась уже в древний период развития человечества. Попытки глобализовать человечество под властью тоталитарного Мирового правительства предпринимались и в прошлом, но реальность юридического и фактического оформления глобализма проявилась лишь в конце ХХ столетия после распада СССР.Советская Россия оказалась последним оплотом антиглобалистских сил в ушедшем веке. СССР сдерживал глобализаторов мира от воплощения их авантюрного проекта, сулящего человечеству ранее не известные трагедии.

<< | >>
Источник: Сорокин В.В.. Юридическая глобалистика: Учебник. – Барнаул,2009. –  700 с.. 2009
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме § 2.3. Этапы мировой глобализации:

  1. «ТУМАН ВОЙНЫ»
  2. 145. Регулирование международных валютно-финансовых отношений
  3. Перспективы «разума»
  4. С О Д Е Р Ж А Н И Е
  5. Введение  в   ЮРИДИЧЕСКУЮ ГЛОБАЛИСТИКУ
  6. § 1.1. Право и государство в условиях глобализации мира: постановка проблемы
  7. д) Фрагментарность
  8. § 1.7. Право и корпоративные нормы теневых структур
  9. § 2.3. Этапы мировой глобализации
  10. Третий этап глобализации мира – этап мировой сверхтоталитарной диктатуры или апокалипсиса.
  11. § 2.4. Движущие силы глобализации мира
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -