<<
>>

Формы демократии

Прямая демократия – система, когда управлением реально воздействуют на избра-

ние управителей и политический курс правительства.

Прямая демократия – непосредственная, т.к.

власть осуществляется народом через

формы непосредственного волеизъявления без политических посредников.

По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3): «Высшим непосредственным выражением власти

народа являются референдум и свободные выборы».

Субъектами прямой демократии выступают: многонациональный народ России в

целом, население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (город-

ских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства,

граждане.

Характерные черты прямой демократии:

• участия граждан в осуществлении народовластия;

• право на участие в волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гра-

жданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе

или иных объединениях граждан;

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 80.

Общая теория государства

102

• прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется

актами прямой демократии.

К положительным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает

больше возможностей (по сравнению с представительной) для выражения интересов

граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную

легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.д.1

Недостатки прямой демократии – это отсутствие стойкого желания у большинства

населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна

проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых ре-

шений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.2

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям на-

рода – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, кото-

рые признаны выравнивать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по-

литических партий и общественных организаций.

Таковыми в Российской Федерации

являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания РФ,

Президент РФ; в субъектах Федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъ-

ектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает

больше возможностей (по сравнению с прямой) для принятия эффективных решений,

поскольку в процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, спе-

циально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует полити-

ческую систему.

К недостаткам представительной демократии относятся следующие черты: воз-

можно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей вла-

сти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан и т.п.3

Однако в современном демократическом государстве эти две формы призваны,

прежде всего, дополнять друг друга – для обеспечения демократических форм правления

и политического режима. Сочетание представительной и непосредственной демократии

является высшим проявлением полновластия народа. Прямая демократия обеспечивает

наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действую-

щую централизованную представительную систему.

Они тесно переплетены друг с другом уже потому, что сами выборы представи-

тельных органов являются формой прямого осуществления власти народом. Из такого

понимания исходит Конституция РФ 1993 г. (ст. 3 ч. 3) «Высшим непосредственным вы-

ражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

По классическому определению В.И. Ленина, диктатура – это господство одной

части общества над другой и его осуществление (господства) при помощи насилия.

В оценке исторической роли диктатуры, предполагаемой её полезности и оправ-

данности, нужно исходить из таких критериев, как:

• объем власти диктатора;

• степень централизации власти.

В этом смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 группы: автори-

тарные и тоталитарные режимы.

Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле,

который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению инди-

вида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, 2005. – С. 78.

2 Там же.

3 Там же. С. 80–81.

Глава 4. Форма государства

103

вне государства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в

1925 г., в которой он использует само понятие «тоталитарное государство». В дальнейшем

оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле – как противопо-

ложность демократии.

Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и

национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете

«Таймс» (1929 г.) этот термин стали применять и к политическому режиму в СССР1.

Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным контролем

всех сфер жизни (экономика, культура, наука, государственная идеология), является ло-

гически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктату-

ры. Авторитаризм более умерен, он запрещает и преследует только политическую оппо-

зицию, но сохраняет автономию личности и общества во вне политической сфере, как

правило, не вмешивается в частную жизнь, что особенно важно для полноценной хозяй-

ственной и культурной деятельности.

Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле –

специфический и экономический строй – феномен именно XX века. Но это не означает,

что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по

крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами.

Его концепция – это разновидность коллективистской демократии, при которой

добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство, для защиты

своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе.

Из отдельных, несо-

вершенных частей появляется «политическое тело», в котором личность, индивид полно-

стью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес

имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным ин-

тересом. Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчи-

нения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым «сделать свободным»,

так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.

Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой

вождя (фюрера – Германия, дуче – Италия, лидера партии – СССР, КНДР). Действия во-

ждя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел

портрет Б. Муссолини с надписью «Муссолини всегда прав»2.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – политический режим, харак-

теризующийся полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми

общественными сферами и частной жизнью индивида.

Отличительные черты власти в таком государстве:

• нетерпимость к любому инакомыслию;

• стремление политически или даже физически уничтожить несогласных либо их

насильственно перевоспитать в духе правильного учения; все остальные идеи, плюра-

лизм рассматриваются как заблуждение или сознательная ложь;

• присуще стремление к «математически безошибочному всеобщему счастью». В этом

проявился разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции; часто сами во-

жди становятся заложниками собственных догм.

Тоталитаризм не возникает случайно: даже будучи своеобразной аномалией, он

имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:

1. Индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости.

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возмож-

ности для манипулирования общественным сознанием (радио, телевидение, средства

связи, СМИ и т.д.).

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тоталитаризм.

2 Там же.

Общая теория государства

104

3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм – высшая их

ступень, всеобъемлющая монополия).

4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства

(здесь __________сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное

вмешательство в экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских

взглядов.

5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни

с помощью планирования и рациональных преобразований.

6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при ка-

питализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллю-

зию приобщения к «вечным ценностям» (классу, нации, государству, величественной са-

кральной власти).

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, по-

явлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к

тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию «массового

человека», что нашло отражение в социально-психологической причине тоталитаризма.

Кризисы и войны первой трети ХХ в. породили у целых групп населения чувство поте-

рянности и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологиче-

ском феномене, который получил название «бегство от свободы».

Другими словами, это бегство масс от ответственности, сопровождающееся поис-

ком вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности, порядок и разру-

шенные социальные связи. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных свя-

зей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований,

лежит в основе поиска вождей, способных «железной рукой» восстановить общественную

стабильность.

Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяс-

нен психологией «массы». «Масса» не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но са-

ма возвышает этих лидеров. Через подобную связь с вождями «масса» ощущает себя глав-

ным субъектом истории. Причина любви «масс» к тоталитарным вождям заключалась в

том, что биография вождя отражает в себя биографию «масс» этой эпохи: неудачи в

профессиональной и социальной жизни, несчастья в личной жизни и т.д. Поэтому вели-

чие вождей воспринималось «массами» как собственное возвышение. Имел место и миф о

вождях-героях, активно внедряемый в сознание народа всеми средствами пропаганды

(пример И.В. Сталина)1.

Тоталитарный режим традиционно делят на три формы:

1. «Левая» форма. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился

в СССР (классическая модель – период сталинизма с середины 20-х до середины 50-х гг.),

в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в

Азии – Китай периода политики «большого скачка» и «культурной революции» (50-е –

середина 70-х гг.), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.

2. «Правая» форма. Правый, или праворадикальный, режим получил развитие в

Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера.

Две эти формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, на-

ционал-социализм, коммунизм), в том числе целями, которые ставят перед массами пар-

тии-гегемоны: достижение «народного капитализма» и завоевание мирового господства

1 Валянский И.С., Калюжный В.Д. Русские горки: Конец Российского государства. – М., 2004. –

С. 70.

Глава 4. Форма государства

105

либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое от-

личие – левый тоталитаризм был более «достроен»: партия обладала монополией не

только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или

частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства ос-

новных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохра-

нилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственно-

го вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производст-

ва, централизованного распределения рабочей силы.

3. Теократическая форма тоталитаризма (пример: в Иране периода правления ис-

ламского лидера аятоллы Хомейни (1979–1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в

Афганистане).

Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких поняти-

ях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима

акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского

общества – с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью

гражданского общества.

В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до ее за-

мены на очередных выборах.

В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует граж-

данское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).

Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с граж-

данским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существо-

вания последнего.

Типология политических режимов определяется не только социальными факто-

рами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренче-

скими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа де-

мократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценно-

стей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

Нравственная природа тоталитарного режима – это, наоборот, навязываемая свер-

ху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность

личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом.

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществля-

ется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм по-

литической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический дея-

тель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является ко-

ролевская семья, авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Авторитаризм (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец и auctoritas – мнения,

решение, право) – политический режим, смысл правления при котором заключается в

концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания

достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии.

В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в

рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, реализуются вне

рамок правового регулирования1.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления

больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях

1 http://ido.edu.ru/ffec/polit/p7.html (Недемократические политические режимы: тоталитаризм и

авторитаризм).

Общая теория государства

106

рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного уча-

стия в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические инсти-

туты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной

партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других

политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конститу-

ционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая центра-

лизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно

становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официаль-

ный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были вы-

ражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV1.

Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима.

Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат,

ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуа-

ций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов

в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для

их отождествления:

1)

а) При авторитаризме – ограниченный плюрализм. Правящая власть в определен-

ных пределах допускает инакомыслие и подконтрольную оппозицию.

б) При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественно-

политического плюрализма, оппозиционные партии и движения.

2)

а) При авторитаризме может отсутствовать внятная, детально разработанная идеоло-

гическая программа.

б) При тоталитаризме идеологии отводится особая роль. Идеология заставляет при-

знавать режим законным, действующим якобы от лица народа и даёт возможность

власти под прикрытием идеологических лозунгов «поднимать народ» на выпол-

нение нужных режиму задач (пример: идеология индустриализации СССР).

3)

а) При авторитаризме нет необходимости придания власти «законного статуса» и

поддержки народных масс. Авторитаризм существует как независимая от народа

система.

б) Тоталитарная власть опирается на широкую поддержку народа. Для такого режи-

ма характерен культ вождя партии, который в глазах народа обладает харизмой,

ему приписываются сверхъестественные свойства: непогрешимость, мудрость.

Авторитарный режим не стремится к тотальному контролю за всеми сферами

жизни, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах, допус-

кая, как правило, свободные рыночные отношения в экономике, поощряя частное пред-

принимательство.

Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историче-

ском прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий

и различных аристократических режимов.

Хотя авторитаризм часто является реакцией на внутреннюю нестабильность об-

щества, сам он потенциально нестабилен.

1 Введение в политологию // Под. ред. М. Дж. Роскина. – Нью Джерси, 1988.

Глава 4. Форма государства

107

Это связано с рядом причин:

• отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источника легитимности

власти;

• попытка держать общество в установленных властью рамках вызывает ответную

реакцию демократической оппозиции;

• нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность насе-

ления. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют эле-

ментарные социальные программы (в том числе и пенсионные);

• углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в ряде

стран выступает обратной стороной быстрого экономического роста1.

Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ

на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери

независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассив-

ности народа, архаической политической культуры, из привычки «повиновения» власти.

Так же как и у демократии, у авторитаризма существуют различные формы: выде-

ляют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традицион-

ные и мобилизационные (временный характер, действует до преодоления кризиса в го-

сударстве) формы авторитаризма. Но есть и своеобразный симбиоз авторитаризма и де-

мократизма:

???«диктабланда» – режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без

последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно

не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;

???«демократура» – имеются элементы демократии (многопартийность, альтерна-

тивные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формаль-

ный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;

???«делегативная» – предполагает установление сильной исполнительной власти во

главе с президентом. Избиратели – делегируют право принимать важнейшие решения не

законодательному органу, а президенту2.

Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт пере-

ходного режима – занимать промежуточное положение между демократией и тоталита-

ризмом. Они обладают бoльшими шансами, нежели тоталитаризм, для перехода к демо-

кратии. Здесь существует потенциал для политической самоорганизации гражданского

общества, т.к. уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на

базе которых могут сформироваться политические интересы. При переходе от тоталита-

ризма к демократии необходимы не только политические реформы, но и комплексная

экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, рефор-

мы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.

1 Финкель Ю. Демократия и тоталитаризм: шило и мыло. (http://www.esperanto.mv.ru/yura/art/art1.html).

2 http://ido.edu.ru/ffec/polit/p7.html (Недемократические политические режимы: тоталитаризм и

авторитаризм).

Общая теория государства

108

Практические задания

Вопросы для обсуждения

1. Понятие формы (устройства) государства и ее элементы.

2. Формы государственного правления: понятие и виды.

3. Форма государственного правления Российской Федерации.

4. Понятие формы государственного устройства. Форма государственного устройства

Российской Федерации.

5. Государство и национальное строение общества.

– национально-государственная федерация;

– право сецессии и проблемы суверенитета в федеративном государстве;

– понятие автономии и виды автономных образований.

6. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции

(сообщество, содружество, ассоциация и т.д.).

7. Политический и государственный режим. Политический режим Российской Федерации.

<< | >>
Источник: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.. 2007

Еще по теме Формы демократии:

  1. 5.2. Основные принципы и установки демократии
  2. 5.3. Недостатки и достоинства демократии
  3. 7.4. Совместима ли демократия с незападными культурами?
  4. 69. СОЧЕТАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  5. Античная демократия
  6. Многопартийность и демократия
  7. 9.1. Формы осуществления народовластия
  8. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМАВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЖИМОВ
  9. Формы демократии
  10. 4.2.2. Формы демократии:прямая (непосредственная), косвенная (представительная)
  11. 59. Выборы как высшая форма непосредственной демократии. Понятие и функции выборов.
  12. Тема 5. Формы государства.
  13. Основные формы демократии
  14. Теоретические модели демократии
  15. Тема 5. ФОРМА (устройство) ГОСУДАРСТВА.
  16. Понятие формы государства, её элементы
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -