Органическая теория
Эта теория появилась в конце XIXв. и представляет собой одну из самых крупных научных гипотез в учении о государстве и обществе. Органическая теория объясняет происхождение государства действием тех же сил и законов, которыми определяется жизнь природы.
Государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Согласно этой концепции цепь живых существ, которая идет от простейших организмов к более сложным и доходит наконец до человека, не кончается на нем, а развивается дальше. За человеком, или точнее, над человеком существует целый ряд высших организмов. Это – организмы общественные, которые состоят из отдельных людей, как организмы животных и растений из клеток.Сравнение государства с организмом старо как мир, его можно встретить у античных авторов- и у многих мыслителей более позднего времени. Однако метафорические аналогии государства с живым организмом нельзя рассматривать как научную теорию. Появление органической теории связано с успехами естествознания, и попыткой некоторых ученых перенести законы естественных наук на область общественной и государственной жизни.
Наиболее выдающимся, представителем органической теории был английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), который один из первых использовал методы естественных наук для познания законов развития общества и государства. Философскую основу органической теории составляет учение об эволюции. Следует особо подчеркнуть, что в концептуальном плане Г.Спенсер на семь лет опередил Ч.Дарвина, который самостоятельно разработал свою эволюционную теорию происхождения видов. Главным в спенсеровской трактовке эволюции является то, что в наиболее общих чертах законы развития, присущие неживой и живой природе, можно распространить на человека и общество.
Г.Спенсер различал три вида эволюции: неорганическую, органическую и надорганическую, которая протекает в обществе.
Он представил развитие общества как процесс постепенного объединения различных мелких социальных групп в более крупные и сложные, которым он дал название «агрегаты». Этим названием охватывались такие формы общественной организации, как род, племя, орда, города-государства и другие социальные системы.Анализируя процесс возникновения государства и политических институтов, Спенсер утверждал, что существуют следующие закономерности развития общественных организмов:
Общества, подобно живым телам, начинаются в формах зародышей. Они, как и биологические организмы, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растут, увеличиваются в объеме;
По мере роста общества усложняется его структура, происходит дифференциация социальных функций;
Общество, как и биологический организм, состоит из элементов (индивидов и клеточек), связанных между собой определенными системами отношений;
В обществе, как и в организме, даже когда жизнь целого расстроена, отдельные составные части, по крайней мере, некоторое время, могут существовать автономно.
При первом прочтении работ Спенсера органическая теория воспринимается как примитивная и некорректная в научном отношении аналогия, так как очевидно не только сходство, но и существенное отличие живых организмов от общества. Однако, словно предвидя подобные упреки, Спенсер сам проводит непреодолимую грань между биологическими и социальными организмами, подчеркивает их несходство и различия, признает ограниченные возможности и пределы метода аналогий. Он особо подчеркивает, что между живым телом и телом политическим не существует других аналогий, кроме общности основных принципов организации и признания социальной эволюции частью эволюции вообще. Главное различие между живым и социальным организмом состоит в том, что «общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. Следует всегда помнить, что как бы не были велики усилия, направленные на благосостояние политического агрегата, все притязания этого политического агрегата сами по себе суть ничто и что они становятся чем-нибудь лишь в той мере, в какой воплощают в себе притязания составляющих этот агрегат единиц».
Оценивая органическую теорию в целом, можно сделать следующие выводы:
Государство в данной концепции рассматривается как вид социального организма в эволюционном развитии общества;
Государство есть не сознательное создание человека, как это имеет место, например, в договорной теории, а естественное произведение сил природы;
Общественная власть, разновидностью которой является власть государственная, – это естественное господство целого над частями;
Основной закон социального развития по органической теории – закон выживания наиболее приспособленных обществ и государств. Революция – это болезнь социального организма.