<<
>>

Политико-правовые взгляды М. Вебера

В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864-1920).

Он усматривал главную особенность функционирования парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократией.

Опираясь на опыт изучения всеобщей истории пра-ва, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обна-ружить у разных народов в ходе истории.

Исторически первой является власть патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований). Следующую разновидность образует власть харизматическая - она связана с наделением правителя сверхъестественными качест-вами и властными возможностями, что особенно типично для случаев обожествления правителя, созда-ния его культа личности. Самой современной и самой перспективной является рационально-легитим-ная власть.

Основным и главным элементом этой власти, ее несущей конструкцией является профессиональная бюрократия. Бюрократия (буквально «власть конторских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах легали-

уничтожили естественную свободу людей, закрепили частную собственность.

Переход к свободе и равенству, пишет Руссо в своем главном труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права», предполагает заключение такого общественного договора, в соответствии с которым каждый человек должен отказаться от принадлежащих ему прав на защиту своей личности и имущества в пользу сообщества. Но взамен этого он приобретает «свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает». На основе об-щественного договора создается ассоциация свободных и равных индивидов, образующих республику.

По условиям общественного договора суверенитет, т.е.

верховная власть, принадлежит народу. Суверенитет народа заключается в его законодательной власти. Он неотчуждаем и неделим. Поэтому нет надобности в представительных органах. По его мнению, исполнительная власть должна создаваться не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредника между ним и подданными. Если законодательная власть как суверенная должна осуществляться только самим народом, то исполнительная власть, в зависимости от того, кому она вручена, может быть монархией, аристократией, демократией.

революционного. Цель первого - сохранить республику, цель второго - создать ее. Конституционное правительство призвано заниматься гражданской свободой, охраной индивидов от злоупотреблений общественной власти, и не его дело управлять кораблем во время бури. В это неспокойное время должно действовать революционное правительство.

Робеспьер отмечал, что «революционное правительство должно быть более активным в своих действиях и более свободным в своих движениях, чем обычное правительство». Но это не означает, что оно от этого становится менее справедливым и менее законным, так как осуществляет свою деятельность на самом святом законе - «на благе народа, на самых неопровержимых правах, на необходимости». Но всего этого можно добиться лишь путем террора против врагов свободы, руководствуясь тем, что «революционное правление - это деспотизм свободы против тирании».

Робеспьер считал, что конечной целью революции должно быть построение нового общества на основе принципов «республиканской морали», опирающейся на искусственно созданную государственную религию - культ Верховного существа. С победой «республиканской добродетели» будут решены все социальные проблемы.

стского (законом регулируемого и контролируемого) характера и назначения. Это господство включает следующие моменты и характеристики: 1) существование обособленных служб и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях удобства для принятия решений и контроля; 2) защита статуса и компетенции служащих; 3) четкая иерархиза- ция в выполнении распорядительных управленческих функций и функций исполнительских; 4) подбор кадров на конкурсной основе; 5) полное обособление выполняемой служебной функции от личностных свойств и характеристик, поскольку служащий не мо-жет быть собственником своей должности или средств управления.

И хотя перечисленные черты более всего характеризуют современный этап бюрократизации управления, сам феномен бюрократии имеет корни в далекой древности (китайский опыт). Говоря о роли бюрократии в будущем, Вебер, в частности, прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизнедеятельности. Именно в силу такой пер-спективы на смену капитализму, согласно Веберу, придет не социализм, а бюрократизированное в це-лях рационального управления общество.

обществе две наиболее значительные категории - это патрициат и пролетариат. Внутри них, в свою очередь, различаются более мелкие социальные группы.

В политических ориентациях Конт придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений «в глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Совокупность методологических формул и социальных ориентиров, по Конту, характерна для позитивистского умонастроения: научное изучение социальной статистики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; порядок и прогресс как главная формула умеренного реформаторства; социальная солидарность в общественном взаимодействии.

Представление Конта о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в бес-препятственном следовании познанным законам. Все законы, сконструированные положительной фи-лософией, есть всеобщие факты.

Будучи противником разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конт вместе с тем резко разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально и благотворно для общества при условии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской.

53.

<< | >>
Источник: Шестаков С.Ю.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений: учеб. пособие. - М.: ТК Велби,2005.-40 с.. 2005

Еще по теме Политико-правовые взгляды М. Вебера:

  1. 1.1. Сущность политической власти в правовом государстве
  2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
  3. Политико-правовые взгляды М. Вебера
  4. 6. Социальная философия М. Вебера
  5. 18 1 ПОНЯТИЯ ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ФИЛОСОФИЯ политики
  6. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  7. МАКС ВЕБЕР
  8. § 4.1. Демонтаж национальной государственности
  9. Методология общей теории государства и права
  10. Государственная власть и ее основные свойства
  11. Формирование основных политико-философских идей и теорий
  12. Кризис политики и теории государства
  13. Глава 5. Цивилизация и культура в истории
  14. 6. Социальная философия М. Вебера
  15. Право и модернизация: философия права в Германии и России
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -