СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль.
Следует иметь в виду, что приведен ное структурирование носит условный характер и используется в целях углубленного познания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.Под правовой идеологией понимается совокупность право вых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, оценок, требований. В правовой идео логии отражение правовой жизни происходит иа уровне ее тео ретического, научного анализа и обобщения правовых явленні на основе глубоких юридических знаний. Содержание правової идеологии обусловлено целым комплексом конкретно-истори ческих факторов: достигнутым уровнем социально-экономичео кого и культурного развития общества, сложившейся правової системой и системой государственной власти, социальной струн турой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.
Среди структурных элементов правовой идеологии домин и рующее положение занимают правовые идеи. В правовых идеях находит выражение не только отношение к существующему, дей ствующсму праву, но н обоснование того, каким должно быть право, что нужно изменить, дополнить, чтобы право в наиболь шей степени соответствовало сложившимся в обществе представ лениям о справедливости. В условиях формирования правовом государственности ведущими компонентами правовой идеологии дол жны быть идеи установления и обеспечения функционирования демократических законодательных процедур и на этой основе дей ствия закона как акта высшей юридической силы, идеи обеспече ния прав и свобод человека, связанности государства правом и тлі
Правовая психология включает в себя различного рода чув ства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по пово ДУ функционирующего права, справедливого или несправедливо го применения правовых норм, нарушения законов, их соблюде ння и т.д.
Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удов летворение в отношении справедливых законов, правопослупі ного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические эле менты правосознания, таким образом, представляют собой эмо циональное восприятие права, которое может быть присуще, как отдельным людям, коллективам, так и обществу в целом. По скольку здесь осознание права происходит на эмпирическом урон не, то оно обычно выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем ревкцич ¦а различные правовые явления вырабатывается у человека не голько под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уров ня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в гущность правовых явлений, ио она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется право вая идеология. Чувственное восприятие правовой действительности восходит затем к более высоким ступеням ее познания, lio существу, выработка правовых идей, правовых концепций йпзируется на ценностных ориентирах правовой психологии.
В качестве составного элемента правосознания следует выде- іить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит', что ••новоспринимает юридические явления через нравственные пред- повления, требования о добром и справедливом. Именно с пози-
пи этих моральных принципов и требований правосознание оце- I* вает правовые установления, правовую деятельность.
Нравственные оценки, таким образом, оказывают весьма силь Мне воздействие как на процесс формирования потребностей в ирисовой регламентации определенных общественных отношений.
так и на поведение людей в сфере права. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические««.менты правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждайся и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающих нравственным критериям.
Встречаются и иные подходы к структуре правосознания, выделяются, например, поведенческие элементы, к которым ОТІЇ- »сятся юридические мотивы поведения, внутренние установки н Готовность действовать1. Однако вряд ли правильно процессы Мотивации, формирования в сознании человека установок к дей-
гвию относить к сфере поведения. Они относятся к сфере пси- Ической, мыслительной деятельности человека, к сфере его со- нлния. Поведение же выходит за рамки этой деятельности, яв 1ш тся ее результатом. Оно проявляется в объективно выражен ном деянии и, таким образом, не может быть элементом право-
Г< рия юсударства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1985. С. 265; Чгр.шндев А.Ф. Теория государства и права. С. 333.
сознания. Мотивы, внутренние установки к действию полностьн охватываются сферой психической деятельности человека. Kai правильно замечает П.П. Баранов, поведение личности нсльз анализировать без обращения к социально-правовым установ нам. Однако последние остаются тем нг менее целиком в сфер< сознания, являются эффектом именно сознания, а не поведения1
По своей природе правосознание как система представляє собой сложную структуру мыслительных, эмоциональных, воле вых процессов на уровне индивидов, социальных групп, обще ства в целом. Причем эти процессы могут как восходить к тео ретическим обобщениям, формировать правовые идеи общества идеологию соответствующих социальных групп, так и находить ся иа уровне правовых чувств, змоций и др. Этим предопредели ется возможность деления правосознания на различные виды.
В зависимости от уровня, глубины знания права, его особен ностей как регулятора общественных отношений правосознание можно классифицировать на обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Обыденное правосознание складывается под влиянием кон кретных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе реаль ных условий жизни человека, его повседневного опыта. Нередко оно носит характер упрощенных, поверхностных суждений о прав • и отражает житейски воспринимаемые конкретные правовые яв ления. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.
Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обы денного формируется на основе научных исследовании социальной действительности, широких правовых обобщений. Оно пред ставляет собой теоретическое осмысление права и правовых яв лений. Именно научное правосознание является непосредствен ным источником прввотворчествл, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.
Профессиопа чьное правосознание представляет собой снсцн ализированное правосознание юристов. Для юриста умение на учно мыслить о праве его профессиональное отличие. Особенности профессионального правосознания проявляются в вое
‘Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. С. 481.
приятии данной профессиональной группой ценностей права в комплексе, умении анализировать правовую действительность на уровне теоретических обобщений, принимать юридически обоснованные решения и грамотно осуществлять реализацию права, активно влиять на позитивное восприятие другими гражданами права, правового регулирования и т.п.
Разновидностью профессионального правосознания являет ся, в частности, правосознание сотрудников правоохранительных органов. Эта профессиональная группа осуществляет все виды правоохранительной деятельности: предупреждение правонарушений, их пресечение, раскрытие. Наиболее важный аспект их работы охрана прав и законных интересов граждан и организаций. Система правовых взглядов, юридических знаний сотрудников правоохранительных органов должны в полной мере соответствовать признакам профессионального правосознания, так как от этого зависит качество их деятельности.
В зависимости от субъектов (носителей) правосознания оно подразделяется иа общественное, индивидуальное и групповое.
Общественное правосознание выражает правовые воззрения большинства членов общества. Оно обобщает правовые воззре ния, принадлежащие разным людям, как бы фильтруя их сквозь призму сложившихся традиций, культуры общества, уровня нрав ственности, правовых достижений.
Общественное правосознание в некоторой части проявляется в концептуально оформленных идеях, принципах, понятиях, отражающих оценку роли права в жизни общества как достижения культуры человечества. Это высокий уровень обобщения многоаспектных характеристик права, показывающий его ценность и важность для обеспечения жизнедеятельности общества.
Оно находит свое выражение и в теоретических разработках по совершенствованию правового регулирования. Такое выражение общественного правосознания отнюдь не всегда исходит от официальных властей или реально ими поддерживается. Новые правовые идеи чаще всего исходят от научных кругов, прогрессивных государственных деятелей, а также характерны для тех обществ, где в достаточной степени сформирована правовая государственность.
В то Же время общественное правосознание проявляется в массовых представлениях о праве. Такие представления могут носить неглубокий характер, но в целом благоприятный для функционирования н развития права. Одиако они могут отражать и нигилистическое отношение к праву.
Таким образом, общественное правосознание аккумулирует в себе весь спектр воззрений на правовую реальность, ее оценки индивидами, социальными группами, включая высокий научный уровень, а также и широко распространенные, но поверхностные, упрощенные представления о праве. В этой связи представляет ся не совсем верным отождествление некоторыми авторами общественного и массового правосознания[211].
Общественное правосознание действительно не какая-то сумма представлений о праве всех членов общества в отдельности. Оно выражает в большей степени наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений.
Однако верно н то, что общественное правосознание не может существовать вне индивидуального. Следовательно, на его формирование влияют как массовые, общие представления о праве, так одновременно и представления научные, высокого уровня, носителями которых является относительно небольшая группа членов общества. Так, С.С. Алексеев пишет: «Массовое правосознание есть по своей основе обыденное понимание права, в котором к тому же весьма значительна роль эмоционально-психологических компонентов - эмоций, настрое ний и пр.*2. Массовое правосознание, очевидно, представляет собой определенную сторону, грань, аспект общественного правосознания, ио все же не является им самим.В реальной жизни общественное правосознание отражается в правовой идеологии, в юридической науке, в законодательстве. Но оно одновременно обнаруживается и в массовых воззрениях на право, в том числе в прессе, искусстве, в обыденных житей ских поступках. Последние выступают волевыми актами индн видов, но они обусловлены социально-правовой средой, в которой действует человек. Общественное правосознание - это век тор постоянно меняющихся, колеблющихся, многообразных представлений.
Различные формы проявления общественного правосозна ния есть результат сложного взаимодействия человека как чле на общества и самого общества. В целом же общественное пра восознание отражает позитивные оценки правовой организации общества, стремление к ее усовершенствованию.
Индивидуальное правосознание - это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного человека, индивида.
Между общественным и индивидуальным правосознанием существует тесная взаимосвязь. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Определяющее значение, однако, принадлежит общественному правосознанию, так как оно играет существенную роль в формировании индивидуального правосознания, которое происходит в процессе общей и правовой социализации личности.
Правовое сознание индивида отражает юридическую действительность, но с учетом уже имеющихся представлений об общественных отношениях в сфере права. Индивид, взаимодействуя с социально-правовой средой, на макро- и микроуровнях воспринимает уже сложившиеся формы правовой жизни и усваивает их с учетом своих личных качеств. Правовая социализация предполагает познание правовых явлений, правовых принципов и отдельных правовых норм, овладение навыками поведения и общения в сфере права, освоение социально-правовых ролей и соответствующих им юридических прав и обязанностей, формирование социально-правовых установок, представлений, убеждений, ценностных ориентаций.
Сильное влияние общественного правосознания на формирование индивидуального не означает, однако, что последнее во всех случаях с ним совпадает. Правосознание отдельных индивидов может находиться и в противоречии с общественным, нбо зависит от многих социальных факторов, от качеств самой личности, уровня ее образованности, моральных качеств, материального положения и др.
По субъектному признаку в юридической литературе выделяется и групповое правосознание, под которым понимаются воззрения на право и правовую практику различных социальных групп (студентов, военнослужащих, пенсионеров н т.д.). Оно отражает общие интересы и потребности соответствующей социальной группы в их соотношении с интересами общества в целом. Групповые виды правосознания могут, в свою очередь, иметь значительные отличия, связанные с разными интересами социально-демографических групп, с их местом в социальной струк туре, с различными отношениями к власти, собственности, право вым установлениям и т.д.