<<
>>

5.5.2.4 Четвертая стадия

Но, — продолжает Грайс, — можно себе представить и такие случаи, которые не поддаются игровому толкованию. Представим себе, что хотя на первый взгляд Y-у кажется, что Х приглашает его поучаствовать в своей игре, но когда Y делает ему одолжение и пытается внести в игру свой вклад, Х вместо того чтобы продолжать игру, начинает сердиться и повторяет свои ненатуральные стоны.

Тогда Y-у может прийти в голову предположение, что Х не играет, а пытается внушить Y-у мысль, что он, Х, на самом деле испытывает боль.

Это похоже на то, что происходило на стадии №1, — т.е. на сознательную симуляцию внешних признаков боли с целью ввести в заблуждение окружающих. Но здесь нужно вдуматься в радикальное различие между двумя способами "сознательного внушения мысли" другому человеку: Первый способ — это как раз и есть симуляция "натурального знака", т.е. попытка внушить мысль путем обмана, "мошенничества"; это способ Первой стадии. Второй же способ совсем иной; он состоит в том, чтобы (i) сознательно симулировать "натуральный знак"; но при этом (ii) не скрывать, а напротив подчеркнуть, что это — симуляция; и при этом еще (iii) намереваться (хотеть, надеяться) сделать так, чтобы тот, на кого рассчитано это представление, увидел для себя в этой открыто заявленной симуляции "натурального знака" резон полагать, что на самом деле имеет место то положение вещей, знаком которого является симулируемый "натуральный знак", когда он не симулируется, а продуцируется естественным, непроизвольным путем; и наконец, (и это самый хитроумно-рефлексивный элемент всего трюка) (iv) иметь в виду, чтобы именно распознание реципиентом намерения (iii) и послужило для него резоном полагать, что то положение вещей, знаком которого является симулируемый "натуральный знак", имеет место на самом деле. [Грайс проницательно замечает, что, конечно, в реальной жизни распознание реципиентом какого бы то ни было намерения другого человека может служить для этого реципиента рациональным резоном для какого бы то ни было полагания о внешнем мире только в том случае (и это при наличии соответствующей связи между рассматриваемыми намерением и положением дел во внешнем мире), если реципиент исходит из допущения, что этот другой человек "заслуживает доверия" (или: "надежен").]

Итак,

Стадия №4 — это открытая симуляция "натурального знака" с целью сообщить другому о соответствующем положении дел

<< | >>
Источник: (Лебедев М.В., Черняк А.З.). Аналитическая философия Учебное пособие для вузов. 2004

Еще по теме 5.5.2.4 Четвертая стадия:

  1. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  2. 19. Типология государства: цивилизованный подход.
  3. 6.11. Теории Д.Макгрегора и К.Арджириса, Оучи
  4. 5.3 Методы диагностики банкротства предприятия
  5. 3. Потребности социального существования и личность
  6. 4. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
  7. 4. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  8. Формирование и развитие личности
  9. 2.4. Процесс командообразования
  10. Глава IIIСознание
  11. четвертая стадия планирования
  12. Полное освобождение прибыли от налога
  13. Интернет как феномен культуры
  14. Использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг.
  15. Что об этом думают семейные терапевты