<<
>>

Этот мир против потустороннего


В: История этого краха потрясает. И ваше историческое исследование, кажется, бросает вызов некоторым западным традициям, которые брали свое начало от Платона и просуществовали очень долго, вплоть до эпохи современности.
КУ: Если вы посмотрите на схему на рисунке 14–1, то вы увидите, что есть, так сказать, два основных направления, в которых вы можете двигаться.
Вы можете подниматься от материи к духу, и вы можете спускаться от духа к материи. Путь вверх трансцендентен, путь вниз имманентен. Восходящий путь связан с потусторонним (или другим) миром, нисходящий – с этим миром.
В: Именно здесь вы предлагаете нам познакомиться с духовностью Восходящего и Нисходящего принципов.
КУ: Да. И большинство людей думает, что Платон является приверженцем Восходящего пути, который считал этот мир, Землю и все, что на ней есть, бледной тенью, копией мира Форм, подлинно реального мира.
В: Экофилософы обвиняют Платона в том, что это он привил Западу «ненависть» к материальному миру.
КУ: Да, и эти предположения совершенно не верны. Как показывает Артур Лавджой, Платон, на самом деле, описывает два типа движений, которые мы сегодня называем Восходящим и Нисходящим, и оба эти пути для него одинаково важны.
Первый путь, или Восходящий путь, это движение от Многого к Единому, в ходе которого мы понимаем, что за несовершенными формами мира явлений скрывается единый Источник, безусловное Основание, Абсолют, и мы постепенно приходим к пониманию, что этот Абсолют есть Бог.
В: В этом смысле, мы «восходим».
КУ: Да. Но другой путь также важен для Платона, а именно путь выражения Единого во всем многообразии явлений, при котором каждый объект этого мира является совершенным проявлением Единого Духа. Поэтому этот мир, эту Землю, Платон называет «видимым, воспринимаемым Богом».
В: «Нисхождение» Одного во Многое.
КУ: Платон дал западному миру философию «потустороннего» мира. Но, как показывает Лавджой, Платон также дал западному миру почти все термины для осмысления этого мира явлений, для познания чувственно воспринимаемого, видимого Бога. Весь мир феноменов считался проявлением или воплощением Бога или Абсолюта, и поэтому он также обладал ценностью! Чем больше разнообразие мира, тем глубже духовная природа Бога или Богини.
Большинство философских систем Запада связаны с учением Платона. Прислушайтесь к Лавджою, потому что это важно: «Самое замечательное, и менее всего замеченное, в вопросе об историческом влиянии Платона заключается в том, что он не только дал западному миру философию потустороннего мира, ее язык и диалектические методы, но дал язык, методы, направления работы другой, совершенно противоположной ветви, а именно, философии этого мира». И Лавджой делает вывод, что оба эти течения – потустороннее и мирское, восходящее и нисходящее, трансцендентное и имманентное, были объединены Платоном. Как говорит Лавджой: «Здесь переплелись два направления мысли Платона». Восходящий и Нисходящий пути были объединены и составляли одно целое, и это было последнее открытие Платона.
Однако в ходе последующего развития произошло то, что эти два направления, или метода, были грубо разорваны.
Возникли жесткие разногласия между сторонниками только Восходящего пути и сторонниками только Нисходящего пути. Эти два течения, которые должны были быть объединены, распались на два враждующих лагеря – восходящий и нисходящий, и я стремлюсь проследить историю этой войны.
В: С намерением их интеграции.
КУ: Да. Как сказал в своем знаменитом изречении Уайтхед: «Вся западная философия является серией комментариев к Платону». Это, может быть, и верно, только комментарии эти были направлены друг против друга. Люди стремились занять свою любимую «половину» Платона, мир форм или мир явлений, и редко стремились охватить его философию как целое.
Мы не должны делать выбор в пользу одного из фрагментарных комментариев к Платону. Восходящий и Нисходящий пути были у Платона изначально объединены, и они, без сомнения, были едины у его ученика Плотина.
В: Но после Плотина они начали распадаться.
КУ: Да, в каком то смысле. Все более менее согласны с тем, что Плотин дополнил и переработал основные идеи Платона и сделал их более сложными. И у Плотина появляется Великая Холархия Бытия, как она представлена на рисунке 14–1, и в этой холархии сочетаются два основных пути, Восходящий и Нисходящий, которые Плотин называл возвращением и эманацией. Дух постоянно эманирует, или изливает себя в мир, так что весь мир и все его обитатели являются совершенными воплощениями Духа. И в то же время мир постоянно возвращается к Духу, поэтому весь мир до самого своего основания духовен, он есть видимый, воспринимаемый Бог.
С точки зрения Плотина, каждое высшее измерение Великой Холархии преодолевает и включает в себя своего предшественника, поэтому каждая вещь или событие, без исключений, включено в Дух, в Единое, которое, таким образом, является совершенным объединением Восходящего и Нисходящего путей, сил эманации и возвращения, трансцендентного и имманентного.
В: Вы указываете, что это особенно очевидно в нападках Плотина на гностиков.
КУ: Да, это верно. Большинство гностиков были просто последователями Восходящего пути и считали Нисходящий путь злом. Поэтому все проявления этого мира, мира явлений, они считали иллюзиями, тенями, грехом. Спасение может быть найдено только путем восхождения к Единому и отказу от Многого.
Если бы Плотин, который был основателем неоплатонизма, действительно придерживался бы только одного из путей, он примкнул бы к гностикам и начал бы вместе с ними атаковать мир явлений и называть его злом. Но вместо этого Плотин начал атаковать гностиков, которые придерживались только одного принципа, за то, что они не смогли уравновесить Восходящий поток Нисходящим и отклонялись от гармонии.
Другими словами, гностики обнаружили Источник или Причину всего Сущего, но они не смогли достичь недуального уровня осознания, на котором Единое и Многое представляют собой одно целое, и не поняли, что этот и потусторонний миры обладают Одним Вкусом, а Восходящий и Нисходящий принципы должны быть объединены в Недуальном Сердце.
Плотин в одном из самых лучших произведений духовной литературы всех времен напоминает, что весь видимый мир является проявлением Духа, и поэтому его следует любить так же, как Дух. А если они, гностики, действительно любят Дух, то они должны любить и его детей, тогда как они платят им только презрением.
В: Вы цитируете его слова в своей книге. Я хотел бы, чтобы вы прочитали их для нас.
КУ: Плотин говорит:
«Не думайте, что человек становится хорошим, отрицая весь мир и всю присутствующую в нем красоту.
Они (гностики) не имеют права заявлять о том, что почитают богов высшего мира. Когда мы любим человека, мы любим все, что в нем есть, мы распространяем на детей ту любовь, которую чувствуем по отношению к их родителям. Каждая душа является дочерью Духа. Как этот мир явлений может отличаться от духовного мира? Те, кто презирают лишь немногим отличающееся от духовного мира, показывают, что они ничего не знают о Духе, кроме его имени…
Пусть она (любая индивидуальная душа) будет стремиться к слиянию с Мировой Душой, избавляясь при помощи самонаблюдения, от пороков и заблуждений и от всего того, что отягощает вульгарные души. Пусть она будет спокойной, и все ее окружение будет мирным. Пусть земля, вода и огонь стихнут, пусть небеса застынут в ожидании. Пусть она наблюдает, как Душа вливается во все явления мира, проникает во все и освещает все своим светом. Также как яркие лучи Солнца, которые освещают темную тучу, создают вокруг нее светящийся ореол, вошедшая с небес в тело душа дает ему жизнь, вечную красоту и пробуждает его ото сна. Так мир, в котором бесконечно движутся души, наделяющие его сознанием, становится живым и благословенным существом…
Он (Дух или душа) наделяет собой каждую часть тела, даже самую маленькую и отдаленную, несмотря на то, что части тела разделены в пространстве и разделены в разуме, и даже если они противоречат друг другу или зависят друг от друга. Но Душа не разделена, и также не разделяется она, чтобы дать жизнь отдельным частям тела или людям. Все живет за счет Души в ее полноте (то есть в высшем измерении нет ни границ, ни степеней, ни уровней, но только чистое Присутствие); она полностью присутствует в каждой точке пространства. Небеса, обширные и разнообразные, существуют только за счет силы Души, и она делает наш мир Божественным.
Солнце также есть божество, и все звезды, и мы сами, если мы чего то стоим, и так вплоть до самой Души. Будь уверен, что при помощи нее можно достичь Бога. И знай, что тебе не придется идти очень далеко»…


<< | >>
Источник: Кен Уилбер. Краткая история всего. Вопросы и ответы. 2007
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Этот мир против потустороннего:

  1. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  2. М. Ю. Лермонтов
  3. РЕЛЯТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  4. 1.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ГЕНЕЗИС И МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  5. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  6. Античная философия
  7. Глава двадцать шестая. ПРОТИВОРЕЧИЕ В ТАИНСТВАХ.
  8. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  9. И мы молились Богу нашему (4:9 Неемия)
  10. Эпилог (для наивных студентов)
  11. ЧАСТЬ II- ЭКОНОМИКА ВОРОВСТВА (Анти - "Капитал")
  12. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  13. Приложение I (для коммунистов): "Перлы" диалектики марксизма
  14. Очерк восьмой Разум против религии
  15. Открытое письмо российским атеистам! Гуртовцев А.Л. Минск, 25 июля 2013 г.
  16. § 38.