<<
>>

7.4. Источники построения категориальной картины мира


Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определений мира. Наше мышление отражает категориальную структуру мира в виде стихийно сложившейся системы категорий мышления, категориального строя.
Философы осмысляют, исследуют обе эти системы категориальных определений, вырабатывают философские понятия, категории, которые более или менее адекватно отражают и естественную систему категориальных определений мира и категориальный строй мышления.
На рис. 3 (см. ниже) наглядно показаны связь и различие трех типов категориальных определений.
Первичными категориальными определениями являются определения самого мира, его самоопределения, т. е. естественная система категориальных определений, которая (как и мир в целом) существует независимо от человека и человечества. Вторичными категориальными определениями являются категории мышления, точнее стихийно сложившаяся система категорий мышления (категориальный строй мышления). Третичными категориальными определениями являются философские категории и понятия. Аристотель, Гегель и другие философы пытались, в сущности, открыть естественные системы категорий мышления и категориальных определений мира. Эти попытки шаг за шагом приближали человечество к разгадке указанных систем.


КАТЕГОРИАЛЬНАЯ
КАРТИНА
М И Р А






ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
И ПОНЯТИЯ, выработанные в
процессе исторического разви-
тия философии — третичные
категориальные определения



КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
(стихийно сложившаяся система категорий
мышления как результат биологической
эволюции и исторического развития
познания и практики) — вторичные
категориальные определения





ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА
(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА) —
ПЕРВИЧНЫЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, «ФОРМЫ БЫТИЯ» МИРА


Рис. 3. Типы категориальных определений (источники
построения категориальной картины мира)

Учитывая, что категориальная логика является в конечном счете отражением естественной системы категориальных определений мира, ее с полным правом можно назвать категориальной картиной мира.
Итак, источником категорий мышления являются объективные категориальные определения мира, образующие естественную систему или, по-другому, категориальную структуру мира. Насколько категориальная логика мышления повторяет категориальную структуру мира — это уже другой вопрос. Для нас важно лишь то, что первая более или менее соответствует второй. В противном случае, мы и шагу не могли бы сделать в этом мире.

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Философия. 2005
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 7.4. Источники построения категориальной картины мира:

  1. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА
  2. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  3. Механическая картина мира
  4. 10 7 ПРИНЦИП ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
  5. С о д е р ж а н и е
  6. 7.1. Картины мира
  7. 7.4. Источники построения категориальной картины мира
  8. 7.7. Категориальная картина мира
  9. Основной источник динамического моделирования языка как системы и языковой картины мира: традиции изучения
  10. 1.1. Картина мира как феномен отражения действительности
  11. 1.3. Картина мира и языковая картина мира
  12. Философия как категориальная картина мира
  13. 7.1. Картины мира
  14. 7.4. Источники построения категориальной картины мира
  15. 7.7. Категориальная картина мира
  16. III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира