<<
>>

ГЛАВА V О ПРОВИДЕНИИ БОГА

Второе свойство, которое мы называем собственным признаком его (proprium), есть провидение, которое для нас является только стремлением к поддержанию и сохранению своего существования, которое мы находим во всей природе и в отдельных вещах.
Ибо очевидно, что ни одна вещь по своей собственной природе не стремилась бы к своему уничтожению, а, наоборот, каждая вещь имеет в себе стремление сохранить себя в своем состоянии и привести его к лучшему. Согласно этим нашим определениям мы признаем общее и особенное провидение. Всеобщее провидение это то, которым всякая вещь произведена и поддерживается, поскольку она есть часть всей природы. Особенное провидение есть стремление, которое имеет каждая вещь отдельно к сохранению своего бытия, поскольку она рассматривается не как часть природы, а как целое. Это объясняется следующим примером: все члены человека предусмотрены и обеспечены как части человека, и это есть общее провидение; а особенное есть стремление, которое имеет каждый отдельный член (как целое, а не как часть человека) к сохранению и поддержанию собственного благосостояния.
100
<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957

Еще по теме ГЛАВА V О ПРОВИДЕНИИ БОГА:

  1. ГЛАВА ВТОРАЯ  
  2.   ГЛАВА 14 
  3. ГЛАВА 120 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ| [О ПРОМЫСЛЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ]
  4. ГЛАВА 138 [О ЕДИНИЧНОСТИ И ЕДИНОМ]
  5. ГЛАВА 210 [О ФОРМЕ НОСИТЕЛЯ ДУШИ]
  6. ПРИРОДЕ БОГОВ КНИГА ПЕРВАЯ
  7. Глава 4. Россия и славянский мир
  8. 2.ЕДИНЫЙ БОГ
  9. 5.ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН
  10. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  11. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  12. ГЛАВА III. СОБСТВЕННОСТЬ.
  13. Глава восьмая Собственность в современном мире
  14. ГЛАВА IV. Декрет об отделении деркви от государства.
  15. Глава 2. Атрибуты Бога: вечность, знание и провидение