<<
>>

Современная философия истории

– это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
• направленность и смысл истории,
• методологические подходы к типологизации общества,
• критерии периодизации истории,
• критерии прогресса исторического процесса.
Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие – их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы.
Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развития техники и производи– тельных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т. п.
Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался “в наследство” от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.
Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер.
В чем же задача социальной философии, как области философского знания, анализирующей историю человечества? Современный ответ на этот вопрос звучит следующим образом: “среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма. (Социальная философия. М., 1996. С. 51.).

<< | >>
Источник: В. Л. Бенин, М. В. Десяткина. Учебное пособие по социальной философии. 1997
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Современная философия истории:

  1.   2. Синтез современной иррационалистической философии и теологии в проблеме имманентного и трансцендентного
  2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ КАК АНТРОПОЛОГИЯ
  3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНАЯФИЛОСОФИЯ
  4. Вопрос 55. Философия истории
  5. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ. КОНЦЕПЦИИ НЕНАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  7. С чего начиналась современная философия? Гегель и проблемы метафизики
  8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  9. Глава 1. Основные направления современной западной философии
  10. II.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. НАТУРФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ. ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИАЛЕКТИКИ
  11. Y.5. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ МАРКСИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» И «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  12. Вопрос 55. Философия истории
  13. Глава 1. Основные направления современной западной философии
  14. Современная философия истории
  15. История и философия истории
  16. Философия истории П.А. Сорокина