<<
>>

Теорема 23. Душа познает самое себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела.

Доказательство. Идея, или познание, души (по т. 20) проистекает в боге таким же образом и относится к нему точно так же, как идея, или познание, тела. А так как (по т. 19) душа человеческая не познает человеческое тело само по себе, т.е.
(по кор. т. 11) так как познание человеческого тела имеет место в боге не постольку, поскольку он составляет природу человеческой души, то и познание души имеет место в боге не поскольку он составляет сущность человеческой души; и следовательно (по тому же кор. т. 11), постольку человеческая душа не познает самое себя. Далее, идеи состояний, которым подвергается тело, обнимают собой природу самого человеческого тела (по т. 16), т.е. (по т. 13) сходны с природой души. Поэтому познание этих идей необходимо будет заключать в себе познание души. Но в человеческой душе (по пред. т.) находится познание этих идей. Следовательно, человеческая душа лишь постольку и знает самое себя; что и требовалось доказать.
<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957

Еще по теме Теорема 23. Душа познает самое себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела.:

  1. О СМЫСЛЕ ЧИСЕЛ
  2.   1. «Новое обоснование» бытия божьего в философии неоавгустинианства  
  3. ГОРГИЙ
  4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ
  5. "Диалектика" и феноменология Гегеля
  6. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  7. Приложение I (для коммунистов): "Перлы" диалектики марксизма
  8. ПРИМЕЧАНИЯ
  9. Теорема 4
  10. МИРОВОЗЗРЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ
  11. Теорема 23. Душа познает самое себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела.
  12. Теорема 29. Идея идеи какого бы то ни было состояния человеческого тела адекватного познания человеческой души в себе не заключает.
  13. Теорема 4. Нет ни одного телесного состояния, о котором мы не могли бы составить ясного и отчетливого представления.
  14. 5.3.1. Общая характеристика направления
  15. Учение об атрибутах