О бедности Цинцинната и многих римских граждан
В другом месте мы уже говорили, что полезнее всего устроить свободное сообщество так, чтобы граждане оставались бедными. И хотя трудно судить о том, какие римские порядки поддерживали в городе такое состояние, ибо аграрный закон встретил очень большое противодействие, опыт показывает, что 400 лет спустя после основания Рима бедность была в нем очень рас-пространена.
И надо полагать, что причиной тому был простой обычай не закрывать доступ малоимущим людям к любым долж-ностям и званиям и почитать доблесть, в каком бы жилище она ни обитала. Такие порядки делали богатство менее привлекательным. Это совершенно очевидно. Когда консул Минуций был со своим войском осажден эквами, в Риме распространились опасения утратить эту армию, и было решено назначить диктатора, то есть прибегнуть к крайнему средству, применявшемуся в стесненных обстоятельствах. Диктатором стал Люций Квинкций Цинциннат, находившийся в то время в своем небольшом имении, где он собственноручно обрабатывал землю. Тит Ливий говорит по этому поводу бесценные слова: «Орегае pretium est audire, qui omnia prae divitiis humana spernunt, neque honori magno locum, neque virtuti putant esse, nisi effusae affluant opes» . ДиН' циннат вспахивал свой маленький участок, не превышавший четырех югеров, когда из Рима прибыли послы Сената и сообщил0 ему об избрании на пост диктатора, объяснив, в какойопасности
находится Римская республика. Надев свою тогу,
Цинциннат при- ? тг в Рим и собрал войско, с которым двинулся на помощь Ми- оЫJl р ,
JJIO; разгромив врагов и захватив их имущество, он освободил
аЖДенных, но не пожелал, чтобы они участвовали в дележе трофеев, и обратился к Минуцию со следующими словами: «Я не хочу» чтобы ты получил часть добычи тех, чьей добычей сам чуть не сделался». Цинциннат лишил Минуция консульской должности и сделал его легатом, сказав ему: «Ты останешься в этом званий ДО тех П0Р> пока не научишься быть консулом». Начальником своей конницы Цинциннат назначил Люция Тарквиния, ко-торый из-за бедности сражался пешим.
Отметим еще раз тот почет, которым в Риме пользовалась бедность, и то, что для пропитания достойного и мужественного человека, каким был Цинциннат, было достаточно четырех югеров земли. Подобная неприхотливость сохранялась еще во времена Марка Регула, ибо когда он находился с войском в Африке, то обратился с просьбой к Сенату о том, чтобы ему разрешили возвратиться для приведения в порядок своего имения, разоренного работниками. Здесь примечательны две вещи: во-первых, бедность, которой довольствовались граждане, искавшие на войне только чести, а всю выгоду оставлявшие государству. Ведь если бы они думали на войне об обогащении, им не стоило беспокоиться о запустении своих полей. Во-вторых, это душевное благородство римских граждан; командуя войском, они превозносились выше любого государя,, не считались ни с царями, ни с республиками, ничего не страшились и ни перед кем не трепетали. Возвратившись же к частной жизни, становились скромными, смиренными, рачительными хозяевами, послушными должностным лицам и уважающими своих предков; трудно поверить, что такие перемены происходили в одних и тех же людях. Такая непритязательность со- хР&нялась до времен Павла Эмилия, последней счастливой эпо- Хи Римской республики, когда ее гражданин своим триумфом обогатил город, но сам остался бедным. Бедность в ту пору так ЄіЦе Чинилась, что Павел, в награду за храброе поведение на вой- **е> подарил своему зятю серебряную чашу, и это был первый се- Ряный предмет, попавший в его дом. Можно было бы много Сворить о преимуществах бедности перед богатством, о том,как она способствовала славе многих городов, стран и духовны^ учений, богатство же служило причиной их краха; однако об это^ неоднократно писали другие авторы.