Когда фортуна желает подавить в людях противодействие своим замыслам, она помрачает их разум
Если как следует присмотреться к делам людским, то можно увидеть, что по воле небес часто происходят события, которые невозможно предотвратить. И если так случалось в Риме, отличающемся великой доблестью, благочестием и разумным устройствам, неудивительно, что еще чаще это бывает с городами или провинциями, лишенными вышеназванных качеств.
Значение таких событий очень велико, ибо они свидетельствуют о влиянии небес на ход земных вещей, и поэтому Тит Ливий подробно и рчень убедительно рассказывает о них. Он говорит, что небеса, желая показать римлянам свою силу, заставили Фабиев, посланных к французам, допустить ошибку, и тем самым побудили последних вступить с Римом в войну. Затем они помешали римлянам, принять какие-либо меры, достойные этого народа, для прекращения войны: по вышнему произволению Камилл, который °Лин мог противостоять этому несчастью, был сослан в Ардею, Затем, когда французы подошли к Риму, его граждане, прежде Однократно избиравшие диктаторов для отражения нападения вЗДьсков и прочих ближайших своих соседей, на сей раз этого не Нелади. Подобная же слабость проявилась в наборе солдат, ко- То'Рьій не был проведен с надлежащей поспешностью, причем столь неохотно брались за оружие, что едва успели ветре- тить французов на реке Аллии, отстоящей от Рима всего на JQ миль. Трибуны разбили здесь лагерь, не подумав об обычной прЄдч осторожности, не разведав местности и не окружив стоянку рв0^ и частоколом, в общем, не позаботившись о том, что было в бо- жеских и человеческих силах. Вступая в бой, они не смогли создать сплоченные и сильные ряды, так что ни солдаты, ни командиры не оказались на высоте римского оружия. Битва была бескровной, потому что римляне еще до столкновения показали спину; часть из них ушла в Вейи, а остальные отступили к Риму и здесь, не заходя домой, укрылись в Капитолии. Сенат, не думая об обороне города, даже не закрыл ворота, и часть жителей разбежалась, а часть вместе с воинами собралась в Капитолии. Для за-щиты последнего, впрочем, были приняты некоторые действенные меры: те, кто не мог участвовать в защите, были выдворены оттуда, внутрь свезли весь имевшийся хлеб, чтобы выдержать длительную осаду; бесполезная толпа женщин, стариков и детей в основном разбрелась по окрестным землям, а прочие же остались в Риме на милость французов. Читая о деяниях этого народа за многие годы до того и сравнивая их с событиями названного времени, трудно поверить, что речь идет о жителях того же самого города. И, рассказав обо всех вышеописанных беспорядках, Тит Ливий в заключение говорит: «Adeo obcaecat animos fortuna, cum vim suam ingruentem refringi поп vult» . Этот вывод как нельзя более справедлив, и потому люди, которым случается переживать великие несчастья или великие радости, не заслуживают ни похвалы, ни порицания. Ведь в большинстве случаев их величию или их крушению способствуют обстоятельства» в силу которых небеса дают им случай употребить свою доблесть либо отнимают его.Таковы прихоти судьбы, которая, желая свершить грандиозные дела, избирает человека, наделенного такой доблестью и таким величием духа, что он умеет распознать предоставленные ему возможности. Точно так же, подготавливая великие бедствия, судьба подыскивает людей, им способствующих. А тех, кто мог бы этому противостоять, она либо губит, либо лишает способности действовать сколько-нибудь плодотворно. В этом легко убедиться по рассмаТ' риваемому отрывку, в котором судьба, чтобы возвысить Рим и на
вйть его к достигнутому впоследствии величию, посчитала не- БХОДИМЫМ сокрушить его (о чем мы будем подробно говорить в следующей книги), но не пожелала погубить совершенно. Это в11дН0 по тому, что она заставила отправить в ссылку, но не казнить #з>шлла; отдала в руки врага Рим, но без Капитолия; помешала римлянам принять какие-либо разумные меры для защиты города, однако при обороне Капитолия их действия были несколько более упорядоченными. Оставляя Рим беззащитным, судьба распорядилась, чтобы большая часть солдат была разбита при Аллии и удалилась в Вейи. Таким образом, были отрезаны все пути для обороны города. Вместе с тем судьба позаботилась и о его спасении, сохранив целое войско в Вейях, а Камилла в Ардее, дабы солдаты могли сразиться с врагом под предводительством военачальника, не запятнавшего себя позором поражения и во всех отношениях достойного освободить свою родину.
В подтверждение всего сказанного можно было бы привести современные примеры, но они будут излишними, поскольку читателям будет довольно уже означенного, и мы их опустим. Подчеркну еще раз справедливость всего изложенного, ибо из всех исторических сочинений явствует, что люди могут приноравливаться к судьбе, но не противоборствовать ей; могут плести ее сети, но не обрывать их. Все же никогда не стоит отчаиваться, ибо цели ее от всех укрыты и бредет она окольными и неведомыми путями, поэтому никогда не следует терять надежду и опускать руки, какие бы беды и несчастья ни случились.