<<
>>

ГЛАВА 116 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ|

«Всякий по приобщению бог приобщается, кроме единого, и что только единое не допускает причастности себе — это очевидно».

Это положение приносит скрытые доказательства того, что только единое названо возвышенным даже над богами, ибо обладает божественным свойством пребывать выше всех в непричастности.

Этот высший бог вследствие своей недостижимости находится выше всякого приобщения. Но приобщение наблюдается в двух видах: когда ранее нет ничего, к чему можно было бы приобщиться и от чего получить становление по образу единого; и далее, когда [высшее] не отдает последующим единичностям полностью своих непостижимых свойств: оно без приобщения приобщает их к себе и не палично имеет в себе все единичные числа. И [высшее единое] производит их с многообразны- ми свойствами и непостижимостью своей высшей деятельной силы делает непостижимым и свойство единиц. А всякое ставшее единичностью по приобщению является и не является единым. Ибо тем, что приобщилось к становлению, оно является единым, а тем, что создалось, не является единым. Ибо всякое созданное отличается от несозданного, и первое единое находится выше приобщения, а второе и созданное единое является причиной всего приобщающего. Поэтому здесь и различаются причины единичностей, ибо первое единое является причиной единичностей, но не предоставляет своих свойств последующим единым. И возникшая от нее единичность является причиной, представляющей свои свойства единичностям ряда. И первое высшее единое пребывает отвлеченно от всех единичностей и не включено в ряд единичностей, но есть обособленное, так как является единым. От него происшедшее единое является началом и главой ряда единичностей, но не составленным. Ибо иным является составленное единое и иным — происшедшее от высшего единого. Ибо происшедшее единое находится выше всех рядов как главное в серии и глава единичностей.
Л составленное из единичностей единое является последующим за сдипичпо- стями. Ибо составлено из единичных монад, как говорил великий Парменид Сократу и Зенону 183.

ГЛАВА 117 |lt;) МЕРК СУЩЕГО)

«Всякий по приобщению бог есть мера сущего».

Это положение познай, созерцающий. Философ говорит о боге по приобщению, т. е. о строе единичностей и их рядах, составляющих границу сущих. Слышишь, что границей всех чисел и их объемлющим 184 является единое, так как но своей природе всякое число является безграничным, но определяется и ограничивается благодаря единому, ибо, говорит философ, сила и действие единого определяют всякое число сущностей и сущих. [Благодаря силе единого] единообразными делаются начало, середина и конец сущностных чисел, их частичность и их целостность, так как ничто не в состоянии избавиться от силы единого, тем более единичность, и тем более в единообразных сплетениях и протяжениях в пределах строения сущих.

ГЛАВА 118 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ|

[О ТРОЯКО СУЩИХ]

«Все, что существует по приобщению в богах, т. е. существует в них сообразно своей специфике».

Здесь дается троякое деление [сущих]: или сообразно причине, или сообразно сущему, или сообразно приобщению. Но ты вникни: говорится, что по приобщению боги и единичности существуют сообразно сущему, более же всего сообразно причинности. Рассмотрим, что значит «сообразно сущему» и «сообразно причинности». Сообразно сущему существование бывает тогда, когда что-либо равно себе, не будучи ни лучшим, ни худшим, и остается в пределах своего свойства; существование сообразно причине имеем в том случае, когда усматривается оно в своей причине, ибо [явление] созерцается в своих высших. И далее, третий вид мы имеем, когда [что-либо| созерцается в том, что из пего вытекает и стоит ниже него, как причина в причиненных, ибо причиненное является более низким, чем причина. А это говорит нам, что всякое число ряда единич- ностей, богов по приобщению, лучше созерцается в своей причине, которая является высшим богом и высшей единичностью; высшие усматриваются также в их бытии, а в низших они сами не1 позволяют усмотреть превышность своей сущности.

ГЛАВА 119 [О СВЕРХСУЩЕМ БЛАГЕ]

«Все боги по приобщению — от сверхсущей благости являются благом».

Здесь [философ] первые единичности ставитвышедаже строя первой сущности, как более близкие образы единого. Ибо выше и природы, и сущности сущность и действие сверхсущих богов. Ибо они всецело являются благостью, как первые образы единого и благости. Благость же и единое тождественны, и единое и благость — одно и то же.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 116 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ|:

  1. Глава вторая. Век внешней рецепции западноевропейской науки уголовного права, как составной части единой системы юриспруденции
  2. Тезисы теории институциональных матриц 2
  3. ГЛАВА 3. МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАВ УСЛОВИЯХ СОВМЕЩЕНИЯ ОБЩЕПРИНЯТОЙ СИСТЕМЫНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯВ ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. ГЛАВА 30. НЕ КЕЙНСОМ ЕДИНЫМ
  6.   II. СТРУКТУРА ПАМЯТНИКА  
  7.   14. О третьем поле, неиного  
  8. [О ЕДИНСТВЕ, СЛОЖЕННОМ ИЗ ЧАСТЕЙ]
  9. ГЛАВА 100 |0 ЕДИНОМ НАЧАЛЕ)
  10. ГЛАВА 116 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ|
  11. ГЛАВА 120 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ| [О ПРОМЫСЛЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ]