<<
>>

ГЛАВА 120 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ| [О ПРОМЫСЛЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ]

«Всякий бог по приобщению сообразно своему бытию обладает провидением всего».

Здесь [философ] вводит теорию о промысле вседержителя. Ибо основы провидения прежде всего заложены в высшем едином, а затем выявляются они в первых образах единого — в сверхсущих образах единого.

И, пройдя сверхсущие единичности, провидение через них передается последующим, как доказал великий Платон. Следовательно, провидение прежде всего в богах от единого бога, всевидящего и всем правящего. И сверхдейственное действие прежде всего в них, ибо прежде всего им присуща сверхсущая благость. И таким образом они облагораживают все последующее и предоставляют свои свойства даже самому отдаленному.

ГЛАВА 121 [О ЗНАНИИ В БОЖЕСТВЕННОМ]

«Все божественное уже по своему бытию обладает благостью, потенцию же имеет единичную и знание сокровенное и неприкасаемое для всех последующих».

Он говорит о существовании, возможности и познании сверхсущих едиличностей, [говорит,] что всякое их бытие пронизано благостью. Ибо от того единого — число и существование сверхсущих и единичностей, подобно тому как [существование] богов — от бога, единичностей — от единицы, а благ — от благости. Поэтому для последующих они являются непостижимыми, как причины всего. Но что всякая причина выше причиненного, уже доказано в первых главах. И в причине имеется нечто такое, что непостижимо для причиненного. Оно же находится превыше всего и одинаково производит все, ибо простерло оно все сущности и силы всего сущего под собой. И в них наличествует сверхсущностная потенция и провидение по отношению ко всему последующему. И утверждены они в блаженстве благости и единства. И знание в них превыше всяких сущностных знаний, как причина всякого знания, потенций и действия.

[О ПРОВИДЕНИИ)

«Всякое божественное и осуществляет провидение для вторичного, и изъято из того, для чего оно осуществляет провидение, при этом провидение не ослабляет своего несмешанного и единичного превосходства и отделенное [от вторичного) единство не уничтожает провидения».

Хорошо вникни, созерцающий. Эта глава весьма трудна для познания. Философ говорит, что единичности и боги, как образы и примеры того единого, осуществляют провидение. Но ни это провидение не нарушается слиянием провидимых, ни слияние провидимых не нарушается изъятием провидения. Что это значит? Как это так? Обрати ко мне разум твой, созерцающий! Если осуществляющий провидение соединяется с провидимыми, то и сам начинает претерпевать изменения сообразно их схесису 186, т. е. [по положению], как бы становясь их сколком и подобным им. Но если он становится подобным им, изменяется и претерпевает вместе с. тем, по отношению к чему он осуществляет провидение, и если не воссоединяет он его, то как он предстанет своему провидимому? Ибо из-за отдаленности осуществляющий провидение не сможет управлять своим провидимым; вот чем затруднено понимание этой теории. Но это может быть разъяснено таким образом: превысите бестелесные существуют не пространственно, и приобщают себе как трансцендентные, и не меняются вместе с тем, по отношению к чему осуществляют провидение. Найду тебе пример, облегчающий эту трудность. Имеется единица, которая предоставляет всем числам нечто от своей единичности. И далее, Солнце приобщает к себе все рождаемое от него и одновременно освещает все освещаемое, но не претерпевает ничего от [изменений] этого последнего, ибо неприкосновенно приобщает себе все приобщаемое.

Если это так, то тем более и сверхсущие единые воссоединяют с собой и провидят все, и ни воссоединение по провидению не нарушает единства, ни единство не вызывает изменения и претерпевания осуществляющих провидение вместе с провидимыми. Первые асхестос 187 и без со- изменения осуществляют провидение по отношению ко всему.

[О ПЕРВИЧНОЙ ПРИЧИНЕ]

«Все божественное вследствие своего сверхсущностного единства само по себе неизреченно и неведомо ни для какого вторичного; но оно познаваемо и постигаемо через причастное ему. Поэтому только первичное совершенно непознаваемо, поскольку оно не допускает причастности себе».

Это положение говорит нам, что сверхсущие и единые по самому своему бытию непостигаемы, но последующими же познаются, поскольку всем последующим они предоставляют свои свойства как сверхсущностные источники сущего. Но последующими они познаются таким образом: сперва начнем с чувственного т. е. с тех потенций и действий, которые наличествуют в этом чувственном (например, в травах, в камнях, в животных и частях животных, в семенах).

Все это, находящееся в этом аду, есть от божественного, т. е. от звезд. Но далее, все звездные силы находятся в духах вращающегося неба. И все силы сферы душ в свою очередь — в разумном небе. А потенции разумного неба — в разумном. И далее, сфера и вращение разумов — в космосе истинно сущего, ибо оно является первой сущностью, и первым украшением, и первым образом единичностей и единого. И далее, всякие силы истинно сущего находятся в свойстве единичностей и в единичной сфере. Это и значит положение, что в последующих усматриваются потенции и свойства единичностей и богов, но по самому своему бытию они непостижимы для последующих.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 120 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ| [О ПРОМЫСЛЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ]:

  1. ГЛАВА 120 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ| [О ПРОМЫСЛЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ]