<<
>>

О ДОБРОДЕТЕЛИ

  Сократ беседует с неким Другом (это действующее лицо дано по изданию Германна). Тема диалога — изучима ли добродетель или присуща человеку по природе — многократно была предметом обсуждения у Платона (ср., нанр.: Протагор, Менон, Лахет).

Текст заново сверен И. И. Маханьковым.
            1. См.: т. 1, Лахет, прим. 7; Феаг, прим. 19 и 30. — 543.
            2. Клеофант, сын знаменитого Фемистокла (см.: т. 1, Феаг, прим. 19), ничем себя не прославил (см.: т. 1, Менон 93dи прим. 36). — 545.
            3. Лисимах (см.: т. 1, Лахет, нрим. 1) является действующим лицом в «Лахете», где он сам озабочен воспитапием сына. — 545.
            4. См.: т. 1, Феаг, прим. 21. — 545.
            5. См. там же, а также: Лахет, прим. 9. Мелесий, уже старик, представлен в «Лахете».—546.
            6. См.: т. 1, Лахет, прим. 9. Весь этот пассаж повторяет рассуждение в «Меноне» (94cd).—546.
            7. Божественный (delog) — один из самых распространенных эпитетов у Гомера. С одной стороны, в применении к героям он имеет буквальный смысл, ибо напоминает о тех временах, когда все герои считались детьми богов. С другой стороны, в гомеровском поэтическом языке, как и в классической лирике, этот эпитет означает высшую степень совершенства, так что божественными оказываются не только герои, но и многое другое, связанное с жизнью человека (см., напр.: Ил. I 214, XVIII 604, XXI 526; Од. I 336, II 341, IV 17, 43, XIV 495, XVI 2Ъ2).-548.
            8. См.: т. 3, Государство, кн. X — миф о намфилийце Эре, побывавшем на том свете (614b— 621Ь, особенно 617d, 619b). Так как каждая душа в своем загробном странствии выбирает для ноной жизни свой жребий, заготовленный для нее заранее одной из богинь судьбы, Лахесис (дающая жребий), дочери Ананки (Необходимости), то душа при своем приходе в мир уже наделена онределенными качествами. Недаром некий прорицатель, бросающий в толпу душ жребии, предназначенные девой Лахесис, говорит: «Добродетель не есть достояние кого-либо одного: почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это — вина избирающего: бог не виновен» (617е). См. там же, прим. 30, а также кн. VI, прим. 8. — 548.

О СПРАВЕДЛИВОСТИ
В диалоге участвуют двое — Сократ и неизвестный, которому Сократ в излюбленной своей манере, используя разъяснения, сравнения, уподобления из обыденной жизни, объясняет, что такое справедливость.
Буквальный перевод названия — «О справедливом». Переводчик, однако, предпочел дать заголовок, более близкий нормам русского языка. Текст заново сверен И. И. Маханьковым.
              1. Этот стих нигде, кроме данного диалога, не встречается. См.: Thesaurus linguae graecae. MaxaQ. Т. V. P. 511. —557.
              2. Распространенная в Греции поговорка, авторство которой схолиаст приписывает Филохору, Солону и Платону (р. 392 Hermann). Солон - fr. 21 Diehl.-552.

 
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ, ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль,1994. 1994

Еще по теме О ДОБРОДЕТЕЛИ:

  1. Учение о добродетели.
  2. О ПРАВИЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ И СВОБОДЕ ВЫБОРА, НА КОТОРОЙ ОСНОВАНА ВСЯ СЛАВА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ 
  3.   Добродетель  
  4.   Глава десятая О «ДОБРОДЕТЕЛЯХ»
  5.   ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ  
  6. ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ  
  7. 3. Этика Сократа. Учение о добродетели
  8. ПУТЬ ДОБРОДЕТЕЛИ И ЛОГОСА: «ЭТИКА» И «ГНОСЕОЛОГИЯ»
  9. 28. Бытие как истина, благо, добродетель
  10. 3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
  11. 4. ПИТОМНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ