<<
>>

  Добродетель  

Основываясь на изучении действительности как таковой, Ари&стотель проводил линию добродетели и в область этики. У Плато&на добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, ко&торые возникают из отношения души к миру идей.
Идеал добро&детели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне реально&го человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает добродетель как приобретенную душой в процессе воспитания.

Хотя Аристотель и соотносит добродетель с чувствами челове&ка, главенствующие добродетели для него в соответствии с ос&новной античной традицией — мудрость, рассудительность, здра&вый смысл. Эти добродетели имеют безусловную цену, так как не зависят от частных житейских обстоятельств.

Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудро&го и практичного основан отказ Аристотеля от убеждения Плато&на, что философы должны управлять государством.

Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что «муд&рость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивые»1. Разум выступает в роли управителя у мудрости, и его задача — научиться управлять чув&ствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя.

Растительная часть души, отвечающая за рост и развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или страстная, часть имеет добродетели, которые Аристотель называ&ет этическими. В отличие от чувств — гнева, страха, зависти, ро&бости и т. п. — они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием и привычками, свободно и сознательно выбранны&ми. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой среднее между двумя противоположными чувствами: мужество — середина между трусостью и отвагой, щедрость — между скупо&стью и мотовством, великодушие — между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении — между невоз&держанностью и бесстрастностью. По природе люди склонны к крайностям.

Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем дру&гая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее (отважность луч&ше трусости, бесстрастность лучше невоздержанности и т.д.)[96]. Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями, надо научиться управлять ими, больше всего откло&няя себя от наслаждения.

Все имеет свою меру: корабль, растение, государство. «Усилен&ное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточные или излишние пища и питье губят здоровье»[97]. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и не&достаток — принадлежности порока, середина — принадлежность добродетели»[98]. Несколько ранее то же говорил Конфуций.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководству&ется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель прини&мает платоновский идеал созерцания, но соотносит с ним дея&тельность, поскольку человек рожден не только для умопостиже&ния, но и для действия.

Для Платона человек — несовершенный бог, для Аристотеля бог — это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и исти&ны для Аристотеля — совершенный нравственный человек.

Подводя итог деятельности Аристотеля, можно сказать, что если Сократ заложил формальные основы философии, Платон обосновал ее объективный характер и наличие этического идеа&ла, то Аристотель завершил создание философии как дисциплины с четко обозначенным, реальным предметом исследования.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Добродетель  :