Этика
Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристо&тель сформулировал и основные положения этики как учения о добродетелях. Ему принадлежит само название этой науки (от слова «этос» — обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первый трак&тат по этике — «Этика Никомахова», — обращенный к его сыну Никомаху.
Аристотель дает определения основных понятий этики.
Так, благо — это «то, к чему стремятся»[93]. Благо для грубых людей — в наслаждениях, для благородных — в почестях, для мудрых — в сознании.
Назначение человека — в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Как на Олимпийских играх награж&даются не самые сильные и красивые, а победители, так и блага достигают, действуя. От нашей деятельности зависят качества ха&рактера, приобретаемые нами.
Высшее благо, или счастье, есть «деятельность, сообразная с высшей добродетелью»[94]. Для счастья нужна как полнота доброде&тели, так и достаточная обеспеченность внешними благами[95]. Воп&реки киникам Аристотель считал, что не может человек быть сча&стлив во время пытки, а вопреки киренаикам — что никто не был бы доволен, если бы ему пришлось прожить жизнь, обладая разу&мом ребенка, даже если бы она прошла в удовольствиях. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зави&сящего от внешних обстоятельств.
Аристотель отличает намерение как имеющее дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели — деятельность, а не только созер&цание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Аристотель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека.
Проанализировав неудачу Платона с устройством идеального государства и свой собственный педагогический опыт, Аристо&тель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственно&сти с раннего возраста путем накопления нужных привычек. На&ука дает знания, отличающие истину от заблуждения, нравствен&ность дает ценности, различающие добро и зло. Знания приобре- таются в процессе обучения, но, чтобы стать нравственной силой и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в его плоть и кровь, способствовать созданию определенной рас&положенности души, накоплению соответствующего опыта, пе&реживанию и привычкам.
Аристотель поясняет свою точку зрения следующим образом: зерно — знания, почва — внутренняя склонность человека, его желания. И то, и другое необходимо для получения урожая. Давая общую картину становления добродетели, Аристотель подчерки&вал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке определенных доброде&телей заменяет правила. Внутренними механизмами, свидетельству&ющими о добродетельности поступков, являются стыд и совесть.
Еще по теме Этика
: