<<
>>

  Метафизика  

Идея какой-либо вещи, скажем дома, находится, по Аристо&телю, в самой этой вещи как общее, что присуще всем отдельным домам. Это общее и познает наука. Познание наиболее общего, что есть в вещах, первых причин существования вещей — задача философии.
«Философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное»1. Оно находится за явлениями чувственного мира, за физикой и является, таким образом, метафизикой («мета» — предлог, означающий «за», «позади»). Данное определение закре&пило за метафизикой в отличие от диалектики значение изучения бытия как выявления вечных и неизменных форм.

Главное для Аристотеля — определить причины движения, познать природу. Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов.

Для объяснения развития Аристотель определяет четыре при&чины: формальную, в силу которой вещь такова, как она есть; материальную — то, из чего что-либо возникает; движущую и целевую.

Обосновав важное значение причин и определив мудрость как «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться родоначальником науки как таковой. Наука становится возможной тогда, когда идея и материя рассматриваются как со&единенные вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научно&го знания.

Аристотель систематизировал и приблизил к реальности уче&ние Платона. Три величайших философа античности — Сократ, Платон и Аристотель — становятся в один ряд, олицетворяя тор&жество преемственности. Различия между Платоном и Аристоте&лем напоминают различия между индийской и китайской фило&софией. Истина индийской философии, как и мир идей Платона, находится по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии — в этом мире, как в вещи Аристотеля неразрывно слиты идея и действительность.

Философия Платона ориентиро&вана на мир мысли, идеалов. Это нормативная философия, анти&тезис по отношению к материалистической философии Геракли&та. Философия Аристотеля ориентирована на мир реальный, дей&ствительный.

Аристотель отбросил предпосылку Платона о предсущество- вании души в мире идей, и разум человека для него — продукт развития. Не возникает только начало всякого движения — Ум. Душа, по Аристотелю, принадлежит к всеобщему ряду разви&тия форм жизни. Поэтому Аристотель определяет строение души, исходя из известной эволюции жизни на Земле, а не из мифо- логически-религиозных соображений, как Платон. Раститель&ная часть души обща для растений, животных и человека; стра&стная присуща животным и человеку; разумная — только чело&веку.

Платон говорил о бессмертии души, и это соответствовало его вере в обособленное существование идей, которые отражает душа в виде понятий.

По Аристотелю, как форма неотделима от самой вещи, так душа человека неотделима от тела и смертна. Страдания души в телесных оковах подобны страданиям живых людей, которых эт&русские пираты привязывали к мертвецам. Растительная и страст&ная части души находятся в постоянном становлении и умирают вместе со смертью человека, тем самым умирает его индивиду&альная душа. Остается только разумная часть души как средоточие всех идей, как «форма форм».

Логика

Аристотеля по праву называют также основоположником ло&гики и ее основных законов. В качестве универсального принципа бытия Аристотель формулирует закон непротиворечия как самое достоверное из всех начал: «...невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»[92]. Аристотель сформулировал три основных закона логи к и, которые до сих пор составляют ее основу. 1 -й закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с ним любое понятие, суждение, умозаключение должны употребляться в процессе рассуждения в одном и том же смысле. 2-й закон — закон исключения третьего. В соответствии с ним одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия (3-й закон) ска&зано выше. Законы формальной логики Аристотеля составляют логические основания науки.

Ограничивая гераклитовскую диалектику и заземляя платонов&ские «идеи», Аристотель призывает изучать чувственный мир, а это и есть задача науки. Для того чтобы научное познание стало возможным, Аристотель формулирует две предпосылки: 1) име&ется неизменная сущность вещей; 2) началом познания служат недоказуемые определения. Предположенное Аристотелем нали&чие вечных причин обосновывает положение о наличии вечных законов природы.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Метафизика  :

  1. 2.4 Метафизика как философский антипод диалектического метода.
  2. 2. Метафизика в фокусе кантовской философии
  3. 3. Нетрадиционная отрицательная метафизика Канта и возможности ее практического применения
  4. 3. Истина и гносеологическое отражение.Познаваемость мира в позитивной теоретической метафизике
  5. 1. О соотношении науки, метафизики философии и философии.Метафизика как наука и философия метафизики
  6. § 6. Как возможна метафизика бытия? 
  7. МЕТАФИЗИКА КАК СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ИЛИ НАУКА О СПОСОБАХ ПОНИМАНИЯ СУЩЕГО 1
  8. СИСТЕМЫ (метафизика). 
  9. МЕТАФИЗИКА
  10. МЕТАФИЗИКА КАК "ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ" АРИСТОТЕЛЯ
  11. 9.4. МЕТАФИЗИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
  12. МИСТИКА И МЕТАФИЗИКА. ФИЛОСОФСКОЕ «ПОЛЕ НАПРЯЖЁННОСТИ»
  13. Метафизика света Мастера Экхарта
  14. София и черт. (Кант перед лицом русской религиозной метафизики)
  15. 11. Метафизика хаотического