Эпикур
Интересуясь с детства тем, чем пристало интересоваться фи&лософам, Эпикур в 12 лет озадачил школьного учителя вопросом о происхождении Хаоса, из которого образуется Космос. Филосо&фией, как он сам говорил, Эпикур начал заниматься с 14-летне- го возраста. После окончания военной службы он много стран&ствовал, начав учить философии, а в 306 г. до н.э. основал в Афи&нах свою школу в приобретенном для этой цели саду, на воротах которого начертал надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие — высшее благо». Посетителя при входе ждали кув&шин с водой и лепешка.
Школа получила название «Сад Эпикура». Все члены общины были связаны узами теснейшей дружбы и взаимной симпатии. На равных правах в нее входили женщины и рабы, чего не могло быть у Платона и Аристотеля. Эпикур основал общество друзей- единомышленников, и оно просуществовало 600 лет.
Главным для Эпикура было практическое значение филосо&фии. «Пусты слова того философа, которыми не врачуется ника&кое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезнь души»[99].
Философия Эпикура основывалась на атомизме Демокрита и гедонистическом учении киренаиков. Для атомистов Вселенная вечна и бесконечна и, кроме нее, ничего нет.
Все вещи состоят из мельчайших частиц — неделимых и неизменных атомов, и из них слагается мир, как из букв — комедии и трагедии. Буквы — ато&мы, драматические произведения — наш мир.В отличие от Демокрита Эпикур считал, что атомы различают&ся не только по величине и форме, но и по весу (у Демокрита атомы невесомы). По Левкиппу и Демокриту, причинами недели&мости атомов являются их малость и отсутствие частей; под влия&нием критики Демокрита Аристотелем Эпикур пришел к выводу, что атомы имеют части, но неделимы из-за абсолютной непрони&цаемости. Эпикур также полагал, что бесконечно лишь количе&ство атомов, а не форм. В ответ на критику Аристотелем атомистов за то, что они не объясняют природы движения атомов, он вы&двинул гипотезу о самопроизвольном отклонении атомов от пер- воначального направления. В этике это соответствовало призна&нию свободы воли человека. «То, что зависит от нас, не подчине&но никакому господину»[100].
Относительно проповеди Гегесия Эпикур высказывался так: человек, который призывает к самоубийству, сам должен уйти из жизни, если она ему не нравится. Сохранив основную предпосыл&ку киренаиков, что главная цель человека — наслаждение, Эпи&кур существенно преобразовал их систему.
Принцип удовольствия, по Эпикуру, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. На вопрос, для чего нужна добродетель, Эпикур отвечает: чтобы приносить человеку удоволь&ствие и делать его счастливым. Аристотель шел от идеализма Пла&тона к реальному человеку, рассматривая добродетели как его свойства; Эпикур пошел еще дальше и выше всего поставил чув&ства, а не разум. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В основе человека лежат ма&териальные потребности. Но все же в соответствии с общегрече&ским представлением о человеке Эпикур считал, что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом.
Эпикур иначе определил само наслаждение. Если киренаики понимали его как деятельность, то Эпикур отдал предпочтение наслаждению покоем, поскольку, с его точки зрения, динами&ческие наслаждения всегда сопровождаются предшествующим желанием, приносящим страдания, а статические удовольствия — нет.
Статические наслаждения — это наслаждения от достижения цели, некое состояние равновесия. Разъясняя эти различия, Б. Рас&сел пишет, что киренаики наслаждением считают сам процесс еды, а Эпикур — состояние насыщения, когда есть уже не хо&чется.Стимулом динамических удовольствий является желание. Но все ли желания следует исполнять? Эпикур делит желания на ес&тественные и вздорные (желание почестей, например), а есте&ственные — на необходимые (пища, жилище) и не необходимые (изысканные яства и т.п.). «Не следует насиловать природу, сле&дует повиноваться ей, а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя»[101].
Естественных необходимых желаний вполне достаточно для счастья. «Богатство, требуемое природой, ограничено и легко до&бывается; а богатство, требуемое вздорными мыслями, простира&ется до бесконечности»[102]. Желания человека, хочет сказать Эпи&кур, бесконечны, а средства их удовлетворения всегда ограниче- ны, поэтому конфликт неизбежен. «Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало»[103]. Отсюда зависть и т.п. Чтобы понапрасну не расстраиваться, лучше ограничить себя необходимым. А необ&ходимы лишь те желания, неудовлетворение которых ведет к стра&данию. От остальных желаний следует отказываться, так как само желание связано со страданием. Чтобы всегда делать правильный выбор — в пользу удовольствия, превышающего страдания, — необходимы мудрость и благоразумие.
При оценке удовольствия Эпикур отказался от критерия ин&тенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, так как связаны с прошлым и будущим. Значит, именно к душевным удовольствиям следует стремиться, а душевных страданий избегать, побеждая их. Должно вырабатывать в себе нравственную стойкость в перенесении страданий, которые от нас не зависят, противопоставляя им ясность и силу мысли.
Мудрость избавляет от ложных страхов и ложного понимания удовольствия.
Благоразумие учит, что «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»[104].К душевным удовольствиям Эпикур относил знания и дружбу, и, стало быть, термин «эпикуреец», которым мы называем чело&века, любящего вкусно поесть, понежиться в постели, больше относится к киренаикам, чем к Эпикуру. Лишь в силу того, что учение Эпикура приобрело большую известность, именно слово «эпикуреец» дошло до нас.
Для Эпикура, как и для киренаиков, чувства — источник сча&стья. Критерий счастья для киренаиков~и Эпикура — чувство при&ятного, но уже киренаики говорили о разумном наслаждении, а Эпикур наполняет принцип удовольствия нравственным содер&жанием. Первое практическое правило для сохранения состояния удовольствия — умеренное пользование дарами жизни, предпоч&тение духовных удовольствий чувственным. Если для киренаиков высшим благом было мгновенное телесное наслаждение, то для Эпикура — длительное отсутствие страданий. Через устранение телесных страданий и душевных тревог человек приходит к здо&ровью тела и безмятежности души, что является целью счастли&вой жизни. Если для Сократа и Платона «философствовать — зна&чит учиться умирать», то для Эпикура философствовать — значит учиться жить.